Боб Ханна (Bob Hannah) - легенда американского Суперкросса

Боб Ханна (Bob Hannah) вошел в историю, как один из лучших американских гонщиков-мотокроссменов за все времена. В его активе семь американских национальных чемпионских титула и он один из немногих в истории АМА Мотокроссов, который становился Чемпионом в классах 125cc и 250cc, как в мотокроссе, так и в суперкроссе.

 

Ханна (Hannah) считается одним из самых универсальных мотокроссменов своей эпохи, а возможно и всех времен. В течении пятнадцатилетней гоночной карьеры Ханна выигрывал этапа национального Чемпионата по Мотокроссу во всех классах - 125cc, 250cc и 500cc, а также выигрывал Суперкроссы и серию "Trans-AMA". Когда он ушел из гонок, на его счету было рекордное количество побед на этапах Чемпионата Америки по Суперкроссу (AMA Supercross), а также на этапах Чемпионата Америки по Мотокроссу в классе 250cc.

 

Ханна родился в 1956 году в Ланкастере (Lancaster), штат Калифорния. Он вырос гоняя по суровой пустыне южной Калифорнии со своим отцом и получил свой первый мотоцикл, переделанную Honda 55, когда ему было семь лет. Но в гонках в то время Ханна не участвовал.

 

"Мой отец был против гонок", объясняет Ханна. "Он не хотел, чтобы я травмировался. То есть я не соревновался до 18 лет и был предоставлен самому себе".

 

К тому времени, как Ханна попал на трассы Южной Калифорнии, он был более чем готов. Хотя он и не имел опыта соревнований, но он практически жил на мотоцикле, после того, как пошел в школу, и наездил больше часов на мотоцикле, чем его соперники. Ханна выиграл свою первую и единственную гонку в соревнованиях среди любителей. После его внушительного дебюта, местные спортивные чиновники сказали, что молодой Ханна должен перейти в класс экспертов.

 

В 1975 году, который был первым его годом среди экспертов, Ханна проехал всего два этапа национального чемпионата Америки. Лучшим его результатом было шестое место на этапе Чемпионата Америки по Мотокроссу в классе 125cc в Сан Антонио (San Antonio), штат Техас. Не плохо для гонщика, у которого гоночный опыт менее года.

 

В начале 1976 года Ханна выиграл престижную серию соревнований в классе 500cc во Флориде. Затем компания "Yamaha" дала шанс 19-летнему феномену, который был не кому не известен за пределами местных трасс южной Калифорнии.

 

Yamaha подписала контракт с Ханном на Чемпионат Америки по Мотокроссу в классе 125cc. Год для него начался с успешного выступления на некоторых этапах Чемпионата Америки по Суперкроссу в классе 250cc, но вся его сила проявилась на мотоцикле класса 125cc на трассах классического мотокросса.

 

Чемпионат Америки по Мотокроссу в классе 125cc проводился до этого всего два года. Компания "Honda" со своим гонщиком Марти Смитом (Marty Smith) полностью доминировала в классе 125cc первые два года. Смит был настроен на свой третий титул и был главным фаворитом перед сезоном 1976 года.

 

На первом этапе того чемпионата на знаменитой трассе "Hangtown" первые круги Смит ехал, будто всерьез был настроен повторить сезоны 1974 и 75 годов. Восемь кругов этого заезда зрители напряженно следили за тем, как Ханна на своей Ямахе под №39 пробирался вперед до второй позиции. Ханна обогнал 21 участника соревнований пока стремился вперед. На следующем кругу, Ханна опередил Смита и захватил лидерство, заставив десятки тысяч калифорнийских зрителей встать на ноги. Смит попытался вновь выйти вперед, но при этом упал и финишировал вторым. Второй заезд Ханна выиграл с еще большим преимуществом.

 

Это был один из самых внушительных дебютов в заводской команде в истории гонок серии AMA. Ханна доказал, что его победа на первом этапе 1976 года была не случайной, и выиграл пять из восьми этапов Чемпионата в классе 125cc в тот год на пути к Чемпионскому званию.

 

В 1977 Ханна вскочил в седло стандартного мотоцикла Yamaha 250 и выиграл зимнюю серию во Флориде и Чемпионат Америки по Суперкроссу в удивительном стиле, выиграв шесть из десяти этапов. В конце сезона Чемпионата Америки по Мотокроссу он был претендентом на победу в трех классах 125cc, 250cc и Open, став первым гонщиком, который выиграл этапы во всех трех классах в течении одного сезона.

 

Ханна завоевывал Чемпионский титул в серии "AMA Supercross" три года подряд. В 1978 году в Чемпионате Америки по классическому мотокроссу он перешел в класс 250cc, что явно не обрадовало его соперников. Он выиграл рекордное количество этапов - восемь подряд, рекорд, который долго оставался не побитым. Он продолжил свои замечательные результаты осенью в серии "Trans-AMA", выиграв четыре этапа подряд, и став первым американским Чемпионом серии "Trans-AMA".

 

В 1979 году он вновь доминировал в классике на мотоцикле класса 250сс, с легкостью став Чемпионом, победив в шести этапах из десяти. В конце семидесятых карьера Ханна был в зените и он был в очень хорошей форме.

 

Хотя у него было много предложений на участие в Чемпионате мира по мотокроссу, он не разу серьезно не задумывался об этом. Он всегда отшучивался, когда ему задавали вопрос поему он не хочет попробовать себя в Чемпионате Мира, говоря, что европейцы, когда подают напитки не кладут туда лед. Он предпочитал гонять не подалеку от своего дома, но при этом он три раза отстаивал честь своей страны на Мотокроссах Наций, и был частью победоносной команды 1987 года, когда это международное соревнование проходило на его любимой трассе Унадила (Unadilla), штат Нью Йорк.

 

Подход Ханны к тренировкам был своеобразен для того времени. В дополнение к многочисленным заездам по трассам мотокросса, он часто возвращался к своим истокам и ездил по пустыне. Он был помешан на победах и тренировался каждый день.

 

"Для тренировок нет лучшего места, чем пустыня", сказал он британскому журналисту Крису Картеру (Chris Carter) в 1981 году. "Я всегда там езжу, когда у меня есть время. Там часто возникают не предвиденные ситуации и ты вынужден совершенствовать свою реакцию, чтобы оставаться в седле мотоцикла".

 

Во время отдыха Ханна предпочитал заниматься водными видами спорта. Инцидент на водных лыжах на реке Колорадо в конце 1979 года чуть-ли не стоял ему карьеры, и чуть не привел к ампутации его правой ноги. Нога Ханна была сломана в 12 местах, после того, как он наехал на камень в воде и его выкинуло на берег. Доктора сначала сказали ему, что он никогда больше не сможет гонять. Он вынужден был пропустить весь сезон 1980 года. Во время восстановительного процесса Ханна получил лицензию пилота и в первый раз в своей взрослой жизни заинтересовался чем-то, кроме мотоциклетных гонок.

 

То ли из-за этой травмы ноги, то ли из-за какой-либо другой травмы полученной Ханной в начале восьмидесятых, или может быть переосмысление им подхода к гонкам, но Ханна больше не выиграл ни одного Чемпионата, хотя он и выиграл более 20 этапов различных Чемпионатов в восьмидесятые. Его лучшим результатом в этот период, это второе место в Чемпионате Америки по Мотокроссу в классе 250 в 1981 году, и третье место в 1983 году, когда он пересел с мотоцикла Ямаха (Yamaha) на Хонду (Honda).

 

Последнюю свою победу Ханна одержал на этапе Чемпионата Америки по Мотокроссу в классе 250 в Мильвиле (Millville), штат Миннесота, 11 августа 1985 года. Он продолжил иногда выезжать на гонки с 1986 года до завершения своей карьеры в 1989 году в составе команды "Suzuki".

 

За свою 15-летнюю карьеру Боб Ханна (Bob Hannah) стал лидером в списке гонщиков добившихся больше всего побед в соревнованиях AMA motocross/Supercross, имея в своем активе 70 побед в сериях "AMA Nationals". Этот рекорд оставался не побежденным, пока Джереми Макграт (Jeremy McGrath) не опередил его по общему количеству побед в 1999 году.

Дата публикации: 03.12.2010 20:27