Превосходство Британских Гонщиков (1920 1929 гг.)

Гренобль, 1920 г.

 

Организацию вторых Международных шестидневных мотоциклетных соревнований взяла на себя Франция, где в то время активно развивалась автомобильная и мотоциклетная промышленность. Организация этих международных соревнований и предполагаемый успех французских гонщиков должны были поднять престиж Франции.

 

Местом проведения соревнований стал Гренобль, но измотанная войной Европа не имела пока достаточно средств для массовой подготовки гонщиков и мотоциклов.

 

Лишь 22 участника стартовали в этих соревнованиях, восемь из них получили золотые медали и лишь трое сошли с дистанции. Наибольшего успеха достигли гонщики Швейцарии, завоевавшие «Международный трофей» и право на проведение следующих соревнований в предстоящем году.

 

И снова Альпы

 

Третьи Международные шестидневные соревнования проходили на сложной горной трассе в швейцарских Альпах. К этому времени положение в Европе несколько стабилизировалось, и в этот раз на старт вышел уже 51 мотоциклист. Швейцарские гонщики и их мотоциклы более других были готовы к преодолению альпийских маршрутов. Они более ровно и уверенно прошли горные этапы, которые для мотоциклов тех времен были тяжелым испытанием. Швейцарцы вторично и заслуженно завоевали «Международный трофей». В результате соревнований из 51 участника 35 получили золотые медали, 12 сошли с дистанции.

 

Четвертые Международные шестидневные мотоциклетные соревнования проходили в 1922 г. снова в Швейцарии. Они уже не были столь сенсационными для любителей мотоциклетного спорта. К тому времени большой популярностью стали пользоваться шоссейные гонки, в особенности знаменитые гонки на приз «Туристский трофей».

 

Из 45 участников, вышедших на старт, большинство прежде принимали участие в шестидневных соревнованиях, причем у них был большой опыт гонок на горных трассах. Сложные условия соревнований, однако, оказались под силу лишь 27 гонщикам, пришедшим к финишу без штрафных очков.

 

Победителем опять стала швейцарская команда, однако организаторы соревнований великодушно отказались от права организации в следующем году соревнований в пользу скандинавских стран.

 

Шестидневные соревнования в условиях севера

 

Организаторы Международных шестидневных мотоциклетных соревнований еще никогда не были так связаны едиными основными положениями. В новых условиях пятых по счету соревнований, организаторами которых были совместно Швеция и Норвегия, некоторыми пунктами правил пришлось пренебречь, а другие изменить.

 

Всего стартовало 94 гонщика из Швеции, Норвегии, Великобритании, Швейцарии, Дании и Бельгии — соревнования становились все более представительными.

 

Каждый спортсмен, который преодолевал маршрут шестидневных соревнований без штрафных очков, награждался золотую медаль, при штрафе менее 10 очков давалась серебряная медаль, а при штрафе менее 50 — бронзовая. Все участники, получившие более 50 штрафных очков, получали поощрительные призы.

На шестидневных соревнованиях в 1923 г. гонщики познакомились с шоссейными дорогами Скандинавии
На шестидневных соревнованиях в 1923 г. гонщики познакомились с шоссейными дорогами Скандинавии

 

Первый этап от Стокгольма через Вестерас до Раттвика протяженностью 365 км отличался относительной несложностью. Было несколько падений, но все гонщики пришли к финишу. Второй и третий этапы были значительно более сложными, трасса тянулась до Осло. Для разнообразия в маршрут были включены трехкилометровые гонки в гору неподалеку от норвежской столицы. К середине соревнований вперед вышла шведская команда. Конкурирующие команды Великобритании и Норвегии к этому времени уже потеряли по одному гонщику.

 

Вторая половина соревнований началась сложной трассой от Осло до Гетеборга. Несколько аварий вывели из строя еще часть участников. Определенные сложности появились вследствие перенесения финишного пункта — пятый сравнительно несложный этап был завершен в Норкёпинге. На шестом, наиболее простом, 250-километровом этапе до Стокгольма сошел с дистанции лишь один гонщик.

 

Таким образом, из соревнований выбыли 23 гонщика и только 15 прошли эту сложную трассу и получили золотые медали. Расстановка команд определилась уже к середине дистанции и до конца осталась неизменной. В историю шестидневных соревнований была вписана в качестве победителя шведская команда в составе Йёте, Лунгрен и Малиберг.

 

Борьба за «Серебряный кубок»

 

Поскольку шведская федерация мотоциклетного спорта из-за трудностей и больших расходов отказалась от организации соревнований в 1924 г., эту обязанность взяла на себя федерация Бельгии.

 

Гонщики стран, не имеющих своего мотоциклостроения, были в худшем положении, поскольку Международные шестидневные мотоциклетные соревнования постепенно превращались в соревнования между сильнейшими изготовителями мотоциклов. По предложению нидерландских спортсменов кроме соревнований за «Международный трофей» стали проводиться также соревнования на приз «Серебряный кубок». Федерации мотоциклетного спорта любой страны могли представить по две команды для борьбы за этот приз, причем участники могли использовать любые мотоциклы по своему выбору. Условия участия были аналогичны условиям соревнований за «Международный трофей», однако здесь было запрещено использовать мотоциклы с коляской.

 

Серебряный кубок был приобретен на средства, полученные от проведения соревнований, по инициативе Королевского Нидерландского мотоциклетного союза и других национальных союзов, так как ФИКМ в те времена была еще не очень авторитетной организацией.

 

В отличие от маршрута предыдущих шестидневных соревнований бельгийцы выбрали для старта небольшой городок Шодфонтен. Длина маршрута составляла 1637 км. Для разнообразия на пяти первых этапах проводились гонки со скользящим стартом на дистанции 1 км, а на последнем — гонки в гору. Соревнования еще не имели четко сформулированных правил, и организаторы составили маршрут по своему усмотрению.

 

На этих соревнованиях убедительно победила команда Великобритании. Приверженцы любительского спорта приветствовали норвежских гонщиков в соревнованиях за приз «Серебряный кубок». С маршрута в общем сложных гонок сошли 15 участников и только 8 закончили их без штрафных очков.

 

Побеждают сильные

 

После этой победы Великобритания с радостью использовала свое право на организацию следующих соревнований, которые стартовали в г. Саутгемптоне в августе 1925 г.

 

На старт вышли 80 участников. Тринадцать команд боролись за два главных трофея: «Международный трофей» и «Серебряный кубок». С самого начала погода помогала местным гонщикам, использовавшим мотоциклы с четырехтактными двигателями, обеспечивавшими значительный резерв мощности. Из-за дождя и заболоченной трассы 17 гонщиков сошли с дистанции уже на первых двух этапах. Маломощные мотоциклы с трудом преодолевали тяжелую трассу, но лишь два участника на них отступили.

Старт в Саутгемптоне
Старт в Саутгемптоне
Заправочный пункт на маршруте соревнований 1925 г.
Заправочный пункт на маршруте соревнований 1925 г.

 

Третий и четвертый этапы проходили в горах Уэлса при лучшей погоде и были несколько проще. Однако англичане сохраняли преимущество. После четырех дней борьбы полный состав имели лишь восемь команд из 13 стартовавших. С пятью штрафными очками завоевала «Международный трофей» команда Великобритании в следующем составе: Джайлс, Гершо и Артс. Британская команда завоевала также и «Серебряный кубок».

 

Общий итог соревнований: из 80 стартовавших гонщиков к финишу прибыло 36, получив золотые медали, 31 участник сошел с дистанции.

 

Снова Великобритания

 

Сложности соревнований не отвратили от дальнейшей борьбы, а, наоборот, привлекли большее число участников в следующем году. Из 114 участников, конечно, большинство были англичане, 10 гонщиков были из Нидерландов, 8 — из Германии.

 

О сложностях шестидневных мотоциклетных соревнований в Бакстоне позаботились его организаторы уже на первом этапе. Трудный подъем на Беккер Милл Хилл лишь несколько гонщиков преодолели без падений. Часто случались и всевозможные поломки мотоциклов. На втором этапе, который мог бы быть легче, английская погода сыграла злую шутку. Самым неожиданным и уязвляющим мужскую гордость событием была победа английской женской команды в составе Коттл, Болл и Поле. Женская команда была первой на втором этапе соревнований.

 

К завершающему скоростному этапу состязаний с дистанции сошли 22 гонщика, но обе английские команды (А и В) шли в полном составе. Наконец и гонщик команды А из-за поломки преждевременно закончил участие в соревнованиях. Но оставалась еще команда В!

 

Итоги соревнования: «Международный трофей» и «Серебряный кубок» получила команда Великобритании; среди заводских команд лучшей была английская команда БСА, среди клубных — также английская из Южного Милландса. Золотые медали получили 74 гонщика, из них четыре женщины.

 

В Англии идет дождь

 

В августе 1927 г. Международные шестидневные мотоциклетные соревнования вновь проходили в Англии, на этот раз под сплошным проливным дождем. Базой был выбран г. Амблесайд.

 

Дождь начался сразу же после старта. Небольшие ручьи быстро собирались в мощные потоки, на запланированных по маршруту небольших бродах вода поднималась до топливных баков мотоциклов.

 

На третий день тучи рассеялись, но за первые два этапа уже было получено достаточное количество штрафных очков. Так, после первой половины пути английская команда получила семь штрафных очков, шведская — 26. Команда Германии после третьего этапа набрала их уже более 100.

Вершина технического прогресса на шестидневных соревнованиях 20 х гг. - мотоцикл «Браф Съюпере».
Вершина технического прогресса на шестидневных соревнованиях 20 х гг. - мотоцикл «Браф Съюпере».

 

На четвертый день погода опять ухудшилась. К удивлению всех английская команда штрафовалась все чаще, в лидеры выдвинулась команда Швеции. Однако к финишу все встало на свои места — «Международный трофей» и «Серебряный кубок» завоевала команда Великобритании. Из 125 гонщиков 77 получили золотые медали, 24 — сошли с маршрута.

На сложных по представлениям 20-х гг. участках трассы собиралось много зрителей
На сложных по представлениям 20-х гг. участках трассы собиралось много зрителей

 

Через год в Великобритании, уже в четвертый раз, собралось 117 участников из большего числа стран-участниц, чем в предыдущие годы. За «Международный трофей» боролись уже шесть команд: Великобритании, Германии, Швеции, Нидерландов, Дании и Ирландии. Проведение соревнований организаторы запланировали на сентябрь, когда погода в Англии несколько улучшается. Базой соревнований стал г. Харрогит.

 

Десятые — юбилейные — соревнования нельзя отнести к самым тяжелым. Они были отмечены относительно высокими скоростями, что приводило к довольно частым штрафам и небольшим поломкам. Победила команда Великобритании, в состав которой входили Кинг, Нейл и Уззел. Они получили 15 штрафных очков. В борьбе за «Серебряный кубок» без штрафных очков к финишу пришла только одна английская команда В. Из 113 гонщиков не закончили соревнования лишь 14.

 

Соревнования 1929 г.

 

Так как в то время еще не было ограничений на количество Международных шестидневных мотоциклетных соревнований, проводимых подряд в одной стране, Великобритания имела право на проведение 11-х соревнований в 1929 г. Но англичане отказались от него. Сейчас сложно оценить, было ли это по-джентльменски. Ведь проведение соревнований связано с крупными финансовыми расходами и требует больших организационных работ, кроме того, ожидаемая всеми победа команды Великобритании на чужой территории была бы значительно эффектнее.

 

Поэтому группа энтузиастов из различных стран выбрала маршрут длиной 1692 км в Центральной Европе. Старт был назначен в польском городе Мнихово, наиболее интересные этапы были проложены по Германии с подъемом на гору Эттальберг. Если в Англии докучал дождь, то здесь было невыносимо жарко. Дальше путь проходил по Австрии, Италии, Франции и завершался в Швейцарии.

Французский двигатель «Пежо 350»
Французский двигатель «Пежо 350»

 

Только через 16 лет был перекрыт рекорд первых соревнований, когда участие в них приняли 162 мотоциклиста. В 1929 г. на старт в Мнихове вышли 168 участников. Однако международный состав участников стал намного разнообразнее, чем в Великобритании.

 

Впервые в этих соревнованиях принял участие гонщик из Чехословакии — Хоровски, который на мотоцикле «Ариэль» завоевал серебряную медаль.

 

Результаты 11-х шестидневных мотоциклетных соревнований за «Международный трофей» полностью подтвердили превосходство английской команды, которая заняла первое место всего с одним штрафным очком, в то время как команда Германии получила 106, Швеции — 176, Италии — 207, Швейцарии — 210 штрафных очков.

 

Из 16 участвующих команд в борьбе за «Серебряный кубок» лишь команда Великобритании не имела штрафных очков. 36 участникам были вручены золотые медали.