Европейский кубок в классе 250сс 1958 год

Европейский кубок в классе 250сс 1958 год

Яромир Чижек – чемпион Европы

 

Мотокроссы в классе «пятисоток» продолжились и в сезоне 1958 года, завершившемся чемпионатом мира и очередным, уже двенадцатым «Мотокроссом наций». Гонки в классе 250сс, которые проходили за год до этого под лозунгом «За серебряную медаль ФИМ», широко заинтересовали общественность и поэтому в 1958 году был проведен розыгрыш Европейского кубка. Сами соревнования проходили по таким же правилам, что и чемпионаты мира по мотокроссу в классе пятисоток.

 

Перед началом сезона в Седлчанах проводился недельный сбор чехословацкой команды в рамках подготовки к соревнованиям за Европейский кубок. В качестве проверки готовности гонщиков и смотра новых мотоциклов явились контрольные заезды по окончании этого сбора. Лучше всех выглядели гонщики завода «Ява», в особенности Чижек, Рон и Гамершмид, которые выступали на отличных мотоциклах класса 250сс с двухтактным двигателем. В Страконицах, на мотозаводе (ЧЗМ) был создан мотоцикл класса 250сс, который укомплектовывался мощным спортивным одноцилиндровым четырехтактным двигателем типа Ч3 2 Х ОГП. Эти мотоциклы были объезжены в Седлчанах Поланкой и Б. Роучка. На тяжелом же грунте выяснилось, что центр тяжести этого мотоцикл находится близко к переднему колесу.

 

Первый этап соревнований за Европейский кубок, который прошел в Австрии 20 апреля явился настоящей проверкой мотоциклов и гонщиков. Наряду со спортсменами других стран там стартовали Чижек, Гамершмид и Рон на мотоциклах Ява, и на мотоциклах Чезет братья Алоиз и Богумил Роучки. На трассе в Австрии оба заезда были охарактеризованы острой борьбой между гонщиками ФРГ (на мотоциклах «Майко») и Чехословакии (на мотоциклах «Ява»). Из-за необычного дефекта А. Роучка сошел с трассы. При падении у его мотоцикла закупорилась глиной выхлопная труба и мощность двигателя снизилась настолько, что спортсмен не смог заехать в подъем. Первый этап победил Р. Мюллер из ФРГ. А чехословацкие гонщики заняли со второго по пятое места.

 

В Швейцарии на следующем этапе состоялись два квалификационных заезда, один из которых выиграл Чижек, другой – Гамершмид. В финале победил Чижек. Гамершмид упал при обгоне. Второе место занял итальянский гонщик Остереро, третье – Рон. На следующем этапе во Франции, который проходил по схеме двух заездов, уверенно победил Чижек и вышел в лидеры общего зачета в борьбе за Европейский кубок.

 

На четвертом этапе, который состоялся в Шарке (Чехословакия), лучше всех стартовал Рикардссон из Швеции, но уже на третьем кругу вперед вырвался Чижек и, постоянно увеличивая свое преимущество, вновь одержал победу. В Англии соревнования на кубок Европы вновь прошли по системе двух заездов. В первом заезде в начале лидировал Рон, затем Чижек, но английский мотогонщик Стоунбридж, который выступал на мотоцикле «Гривз» вырвался вперед и выиграл этот заезд. Но во втором заезде Чижек был неудержим и добился первого места, чем и обеспечил себе место на вершине пьедестала почета по итогам этого на этапа. Теперь он находился в вершине таблицы кубковых соревнований, и имел 38 очков, при этом ближайшего соперник Мюллер из ФРГ отстал уже на 24 очка.

 

Следующий этап Европейского кубка состоялся в ФРГ. Туда прибыло 48 гонщиков, из них четверо чехословацких – Чижек, Гамершмид, Рон и Хара, все на мотоциклах «Ява». В связи с тем, что мотоциклы марки «Чезет» не получили должного успеха, их участие в мотокроссах пока что приостановили. В ФРГ чехословацкие спортсмены испытали некоторые проблемы. В финале, вскоре после старта упал Чижек. Он возобновил заезд и добравшись до шестого места вынужден был задержаться вновь - неисправность заднего тормоза; в итоге лишь седьмое место. Победил на этом этапе швед Тибблин, выступающий на мотоцикле «Хускварна».

 

Из за того, что возникли проблемы в получении выездных виз в Италию, чехословацкие гонщики не смогли принять участие в очередном этапе Кубка Европы. Но это обстоятельство уже не могло остановить Чижека на пути к высокому европейскому титулу. В конце сезона 1958 года Чижек набрал отличную спортивную форму. Он победил на тяжелых трассах в Люксембурге и Бельгии, затем сумел отстоять свое лидирующее положение в последних этапах, которые состоялись в Швеции и Польше, и по праву стал обладателем Кубка Европы по Мотокроссу.

 

В соревнованиях на Кубок Европы по мотокроссу в классе 250сс по общим итогам сезона первые три места заняли: Я. Чижек (Чехословакия) – 56 очков, Р. Тибблин (Швеция) – 27 очков и Р. Мюллер (ФРГ) – 26 очков.

 

Чемпионат мира и «Мотокросс наций» в классе 500сс

 

Чемпионат мира в классе 500сс стартовал, как и Кубок Европы, в Австрии. Здесь выиграл бельгийский спортсмен Г. Скайле, второе место досталось чемпиону мира прошлого сезона Биллу Нильссону. Но уже на втором этапе стал проявлять себя бельгийский гонщик Рене Бэтен, который выступал на мотоцикле ФН. Весь Чемпионат проходил в упорной борьбе Баэтена и Нильссона и был характерен тем, что гонщики нервничали на стартах. В Швеции, например, старт пришлось повторять двенадцать раз.

 

В зачет общего зачета Чемпионата шли очки, полученные на шести самых успешных этапах.

 

Первая пятерка была следующая: Р. Баэтен (Бельгия, ФН) – 42 очка, Б. Нильссон (Швеция, АЖС) – 34, С. Лундин (Швеция, «Монарх») – 33, Г. Скайле (Бельгия, ФН) – 19, Д. Смит (Великобритания, БСА) – 18.

 

«Мотокросс наций» как и раньше был самым крупным и наиболее важным мотокроссовым соревнованием года. Западная зарубежная пресса много писала о подготовке некоторых национальных команд к этому соревнованию. Среди гонщиков Великобритании, например, возникли острые разногласия по поводу участия в «Мотокроссе наций» Д. Смита, который в этом сезоне выглядел не лучшим образом. В итоге федерация Великобритании решила не включать его в команду.

 

На юге Швеции, в рамках двенадцатого «Мотокросса наций» собрались команды Великобритании, Голландии, Бельгии, Дании, Франции, Италии и Швеции. Трасса оказалась, наверное, наиболее трудной за всю историю командных первенств. Это была песчаная трасса, а в песке было много камней и корней деревьев. Плюс к этому рядом с трассой стояло много деревьев, и было очень жарко, в связи с чем трасса сильно пылила.

 

Соревнования проходили по системе двух заездов, длительностью 10 кругов и финала (16 кругов). В первом заезде выиграл швед Нильссон, второе место занял бельгиец Бэтен, а третье – англичанин Дрэйпер. Второй заезд, конкуренция в котором была слегка слабее, выиграл швед Лунделл. Финальный заезд прошел под диктовку шведских гонщиков: первое место Нильссон, третьим был Густавссон и пятым – Лунделл. В итоге победу одержала команда Швеции, команды Великобритании отстала от них почти на 5 минут и команда Франции почти на 17 минут. Бельгийская сборная, в которой финальный заезд закончил лишь один Бэтен, не прошла классификацию.