Успех гонщиков Швеции 1959 год

Борьба за титул чемпиона Европы

 

Международная спортивная комиссия выбрала 12 стран, в которых будут проведены этапы соревнований в сезоне 1959г, входивших в зачет чемпионата Европы по мотокроссу в классе 250 сс., а также определила правила для проведения данных этапов соревнований.

 

В новом сезоне было введено правило, согласно которому, соревнования, состоявшие из одного заезда должны быть продолжительностью около 1 часа, а в соревнованиях, состоявших из двух заездов, продолжительность каждого заезда должна быть около 0,5 ч. Соревнование в форме двух заездов и финала больше проводить не разрешалось.

 

Впредь запрещалась посторонняя помощь на дистанции. Право помощи предоставлялось лишь официальным организаторам и только в целях обеспечения безопасности или освобождения трассы. Замена мотоцикла между заездами считалась недопустимой и поэтому, дабы избежать такой ситуации, приходилось пломбировать раму и двигатель.

 

С 1959 г стали использовать механическое стартовое устройство, такое же, как и при шоссейных соревнованиях, о чем были проинформированы все организации и предприятия, включаемые в чемпионат мира и Европы. Данное нововведение было обусловлено большими трудностями со стартом, которые имели место быть в прошлые годы.

 

Но, и этот способ, как показала практика, не смог изменить ситуацию, так как при механическом устройстве старта все еще продолжали использовать веревку или ленту.

 

Центральный автомотоклуб СВАЗАРМа в марте организовал недельный сбор гонщиков для проведения эффективной тренировки, которая проходила на трассе у Седлчан. Выбор именно этого места для тренировки был обусловлен тем, что на трассе имелась котловина, которая давала возможность в течение дня неоднократно изменять трассу, что позволяло гонщикам прочувствовать разный характер дистанции. По словам одних из наших опытнейших гонщиков Я. Чижека и М. Соучека, результаты сборов и перспективы выступления в предстоящем европейском первенстве, подавали надежду на хорошие результаты.

 

В Австрии в 30 км южнее Вены у Зиттендорфа прошел первый этап чемпионата Европы. Неблагоприятные погодные условия создали определенные трудности для гонщиков, из-за дождя были размыты дороги, и мотоциклы пришлось тащить к стоянке при помощи воловьих упряжек. Основными претендентами на победу в данном этапе были чехословацкие гонщики Чижек, Рон, Кмох на мотоциклах «Ява» и Соучек на мотоцикле ЭСО, потом гонщики из ФРГ Бетцельбахер, Мюллер, Вальц на мотоциклах «Майко» и гонщики из Швеции Тибблин, Дален на мотоциклах «Хускварна».

 

Погодные условия наладились, трасса просохла, и гонщики смогли нормально отъездит тренировочный заезд. По результатам тренировки Чижек занял лидирующее положение, что позволило ему стартовать в основном заезде с первого места на правом фланге. После старта выяснилось, что у Чижека было не самое лучшее место для претендента на титул чемпиона, более выгодным был старт с центра первого ряда по твердому грунту. В результате падения французского гонщика, не справившегося с мотоциклом на вираже, Чижек потерял время и был вынужден начать борьбу с десятого места. Но не только Чижеку не везло в первом заезде, от остальных наших гонщиков удача тоже отвернулась.

 

Во втором заезде судьба была более благосклонна к чехословацким гонщикам и в результате прекрасного старта Чижек, Рон, Кмох и Соучек заняли первые четыре места. Не смотря на то, что Чижек во втором заезде занял первое место, по итогам общих результатов двух заездов он оказался на третьем месте, его обошли его соотечественники Соучек и Кмох, которые заняли соответственно первое и второе места.

 

Второй этап чемпионата Европы проходил в Швейцарии недалеко от Женевы. Трасса, из-за сильного дождя превратилась в болото и оставляла шанс на победу только самым профессиональным спортсменам на очень качественных мотоциклах. Эта гонка была знаменательна рьяной борьбой между Чижеком на мотоцикле « Ява» и Стоунбриджем на «Гривзе». В итоге мотоцикл англичанина оказался более надежным, чем у Чижека, у которого попала вода в систему зажигания, и он одержал победу. Среди чехословацких гонщиков лучшим был Кмоха, который занял второе место и Рона, который занял пятое место. По результатам второго этапа Кмох с 12 очками возглавил чемпионат Европы.

 

Следующей страной проводившей соревнование стала Бельгия, где проходил третий этап чемпионата. Из-за паспортно-визовых трудностей чехословацкие гонщики не смогли попасть на гонку. Что позволило Стоунбриджу ввиду отсутствия серьезной конкуренции со стороны чехословацких гонщиков без особых проблем вновь одержать победу. Четвертый этап чемпионата Европы состоялся в ГДР у города Шверина. Было принято решение провести соревнование в форме одного заезда состоящего из 20 кругов. Трасса была рассчитана на мощные мотоциклы и имела ряд скоростных участков. С большим преимуществом победу одержал Чижек, второе место занял шведский гонщик Рикардссон, а третье – Соучек.

 

Следующий этап отличался прекрасной организованностью и проходил в Чехословакии в Шарке. Программа соревнований была рассчитана на два дня и включала не только этап чемпионата Европы, но и соревнования по международному мотокроссу в классе 350 сс, а также национальные соревнования в классах 175 и 500 сс.

 

На исход пятого этапа соревнований повлияли старты и поломки мотоциклов. В первом заезде лучше всех стартовал Стоунбридж, затем Рикардссон, гонщики из ФРГ Оестерле и Бетцельбахер и англичанин Биккерс. Чижека на старте постигла неудача, и он вынужден был ехать с максимальной скоростью, чтобы догнать конкурентов. Ввиду поломки двигателей Стоунбриджу и Биккерсу пришлось раньше закончить гонку. На трассе развернулась напряженная борьба между Оестерле и Чижеком, которых тщетно пытался догнать гонщик из Швеции Тибблин.

 

Во втором заезде беда с поломками мотоциклов достигла Рикардссона и Далена и они покинули трассу. Первым финишировал Бетцельбахер, вторым - Чижек. По итогам пяти этапов чемпионата Европы Чижек лидировал.

 

Чехословацкие гонщики без труда одержали победу на шестом этапе, проходившем в Польше. Мотокроссмены из ФРГ и Великобритании не смогли принять участие в соревнование. За первое место под ливнем боролись Тибблин и Чижек. Тибблин одержал победу в первом заезде и у него были все шансы на победу во втором заезде, но из-за поломки мотоцикла он был вынужден сойти с трассы, поэтому во втором заезде первым приехал Чижек.

 

По результатам шести этапов чемпионата Европы гонщики из Чехословакии Чижек, Рон, Кмох гонявшие на мотоциклах «Ява» занимали первые три места. Несмотря на это к мотоциклам данной марки, а именно к мощности их двигателей были серьезные замечания. По своим техническим характеристикам (скорость на старте и на прямых участках) лучшими были мотоциклы марки «Хускварна» и «Майко».

 

На седьмом этапе, проходившем в ФРГ, победу одержал швед Тибблин. Чехословацкие гонщики вернулись с плохими результатами, Чижек был лишь на десятом месте.

 

В Италии на очередном этапе, несмотря на то, что у Чижека было лучшее время в тренировочном заезде, в основном заезде победу одержал Стоунбридж, Чижек был вторым, Кмох – третьем, Рон – четвертым.

 

Во Франции Чижека вновь постигла неудача, гонщик был вынужден сойти с трассы из-за проблемы с задней шиной. Победу на девятом этапе одержал Тибблин. Несмотря на то, что Чижека активно притесняли соперники, он продолжал пока возглавлять таблицу лидеров, но впереди были этапы в Голландии, Великобритании, Люксембурге и Швеции.

 

В Голландии и Великобритании Тибблин вновь одержал победы и с 35-ю очками возглавил таблицу чемпионата Европы. В Люксембурге проходил предпоследний этап, на котором гонщикам была подготовлена очень сложная трасса, которая петляла между деревьями и кое-где была шириной чуть больше руля, а местами имела ограничения в виде толстых кольев, которые были соединены мощным стальным тросом.

 

Изначально соревнования планировалось провести с одним заездом, но после старта пришлось изменить решение. Дело в том, что один из гонщиков упал в овраг, где было одно из самых узких мест трассы, и тем самым перегородил путь остальным участникам соревнований. 30 гонщиков были вынуждены вернуться обратно к старту, а те шесть гонщиков, что успели проехать до завала, преодолев всю трассу, были вынуждены по решению организаторов соревнований, вновь вернуться на старт. И опять, несмотря на все преграды, победу одержал Тибблин.

 

В Швеции на последнем этапе чемпионата Европы победу одержал Рольф Тибблин, тем самым, показав отличную спортивную подготовку и хорошо зарекомендовав легкий мотоцикл марки «Хускварна».

 

По итогам чемпионата Европы по мотокроссу в классе 250сс первые четыре места были распределены следующим образом: первое место, набрав 51 очко, занял шведский гонщик Р. Тибблин выступавший на мотоцикле марке «Хускварна», второе место с 40 очками занял Б.Стоунбридж из Великобритании на мотоцикле «Гривз», третье и четвертое места достались чехословацким гонщикам, выступавшим на «Яве», а именно Я.Чижеку с 34 очками и Я.Кмох с 29 очками.

 

Итоги чемпионата мира и «Мотокросса наций»

 

Первый этап чемпионата мира проходил в Австрии, и уже на нем развернулась острая борьба между прошлогодним чемпионом мира Бэтеном и гонщиками из Швеции Лундином и Нильссоном. У Бэтена после падения сдали нервы, и он не набрав ни одного очка, уехал из Австрии.

 

В 1959 году лучшим спортсменом на чемпионате мира по мотокроссу набрав 44 зачетных очка стал Стен Лундин. Он это доказал своими победами на соревнованиях в Австрии, Италии, ФРГ и Люксембурге. Залогом его блестящих успехов стали мастерство, умение владеть собой и мотоцикл «Монарк», который был сделан на основе пожеланий самого Лундина. Благодаря данному мотоциклу гонщик смог показать лучшие результаты, чем его соперники на известных скоростных мотоциклах.

 

Второе место с 36 очками также досталось гонщику из Швеции Биллу Нильссону, который выступал на машине «АЖС-Кресчент». Он на протяжении всего сезона постоянно преследовал Лундина и даже был первым на этапе, который проходил в Швеции.

 

Третье место получил гонщик из Великобритании Дэйв Кертис на мотоцикле «Матчлесс». Несмотря на то, что он ни на одном этапе не смог занять первого места, благодаря хорошим выступлениям и трем вторым местам он смог набрать 29 очков.

 

Четвертое место занял голландский гонщик Диркс, выступавший на мотоцикле британской марки «БСА», который одержал победу на этапе в Голландии, благодаря чему смог набрать 27 очков.

 

Англичанин Арчер на мотоцикле «Нортон» занял лишь пятое место. Он мог бы претендовать и на лучшее место, т.к. на его счету были две победы на этапах чемпионата мира, но из-за постоянных поломок в мотоцикле и из-за отсутствия технической помощи со стороны завода-изготовителя, гонщик был вынужден часто сходить с дистанций.

 

Шестое место занял известный гонщик Д. Смит, выступавший на мотоцикле «БСА». Прошлогодний чемпион мира Р.Бэтен был лишь на девятом месте.

 

Бельгийская федерация мотоспорта надеялась на победу в «Мотокроссе наций», а следовательно и на право проведения «Мотокросса наций» в следующем сезоне. Но уже на тренировочном и двух квалифицированных заездах стало ясно, что настал закат славы бельгийских гонщиков и мотоциклов. Основными претендентами на победу на трассе в Намюре были команды из Великобритании и Швеции. Даже после завершения финального заезда, который состоял из 11 кругов очень долго и зрители и участники мотокросса не знали о его итогах. После длительных и неоднократных подсчетов было принято решение, что с преимуществом в 3 секунды победу одержала команда из Великобритании.