Первый чемпионат мира 1957 год

Билл Нильссон – чемпион мира

 

Первый Чемпионат Мира по Мотокроссу прошел в 1957 году, в котором на кроссовых трассах велась острая борьба за титул Чемпиона Мира. Весь Чемпионат состоял из поэтапных соревнований в девяти европейских странах, первый этап был в мае, а последний в августе. Победитель каждого этапа Чемпионата Мира получал большой приз той страны, в которой проводились соревнования.

 

Наряду с Чемпионатом Мира в классе 500сс планировалось провести также первенство между гонщиками на мотоциклах класса 250сс. Сперва эти соревнования хотели проводить в качестве дополнительных заездов на каждом Гран При, кроме Великобритании, но этого не произошло, так как некоторые страны не приняли меры к их организации. Позже провели самостоятельную серию соревнований на мотоциклах класса 250сс.

 

На первом чемпионате мира по мотокроссу не было единства взглядов по поводу протяженности дистанции и схемы соревнований. Единственное, что должно было выполняться это то, что длина всей дистанции (сумма всех кругов) должна быть не менее 20 км, а по сложности она должна быть такой, чтобы спортсмены могли пройти ее за 1 ч 20 мин - 1 ч 40 мин. Каждое Гран При разрешалось проводить по схеме двух квалификационных заездов и финального заезда, либо по схеме двух заездов, результаты которых складывались, или, наконец, по схеме одного заезда, результаты которого и были окончательными результатами этапа.

 

Траса в Швейцарии, где состоялся первый этап чемпионата мира, находилась не подалеку от Женевы, длина ее составляла почти 2000 м. Покрытие на ней было травянистое, там была ровная и широкая стартовая площадка, а также несколько подъемов и спусков, которые позволяли гонщикам совершать всевозможные прыжки. Здесь в промежутках между заездами чемпионата проводились заезды в классе 250сс.

 

В соревнованиях на мотоциклах класса 250сс участвовало 28 гонщиков из различных стран, в том числе четыре лучших чехословацких гонщика – Чижек, Гамершмид, Кмох на мотоциклах Ява и на новом мотоцикле ЭСО выступил Соучек. Гонка проходили по схеме двух квалификационных заездов и одного финала. В первом заезде доминировал Чижек, во втором – Соучек и, значит, чехословацкие спортсмены выступали в финальном заезде в роли лидеров.

 

Ход соревнований, в особенности финальный заезд тогда подробно освещался в печати ориентированной на спорт, ниже приведены отдельные моменты, показывающие всю драматичность ситуации, которая сложилась в финальном заезде в классе 250сс.

 

Со старта в первой тройке ехали Соучек и два англичанина. Гнавшиеся за ними два других гонщика, неудачно выполнив прыжки, упали и мотоциклами заблокировали проезд для следующей группы спортсменов. В этой группе находились и три чехословацких спортсмена. Чижек, который ехал по внутренней траектории трассы, смог обойти завал и продолжил заезд. Гамершмид попал таки в этот завал, его мотоцикл осталась на трассе, а он сам угадил в яму. Кмох, который ехал среди последних, разглядел обстановку и заблаговременно лег, не влезая в завал, в котором уже находилось восемь гонщиков. Далее он продолжил гонку, закончив ее в числе последних.

 

Англичанин Стоунбридж атаковал Соучека на втором круге. Отразив эту атаку, Соучек в прыжке с небольшого холма пролетел мимо трассы и упал в глубокую колею, получив травму руки. На первую позицию вышел Стоунбридж. Настырно пробиваясь вперед, Чижек догнал его. На пятом круге напряжение финальной гонки выросло до предела, гонщики в прямом смысле летали по волнистой местности. Стоунбридж гнал на высокой скорости и, в тоже время внимательно следил за Чижеком, стараясь не упустить свое преимущество. На крутом подъеме, в который гонщики медленно забирались, Чижек ехал очень хорошо. На вершине подъема он опередил англичанина. Финальный заезд, который состоял из 12 кругов, выиграл Чижек.

 

На чемпионат мира в Швейцарию для участия в соревнованиях прибыло много опытных спортсменов. Среди них были и спортсмены из Чехословакии, Соучек на мотоцикле ЭСО и на двухцилиндровом мотоцикле Ява - Чижек. Однако из-за дефекта рамы мотоцикла Чижек вышел из соревнований в большом классе. Финальный заезд, который завершал первый этап чемпионата, начался с беспорядочного старта. Хотя стартовое устройство и включало автоматически секундомер после быстрого подъема веревки, которая находилась перед гонщиками, спортсмены нервничали и не раз обрывали веревку. Пришлось дать несколько стартов. В Швейцарии первенствовали бельгийские спортсмены Янссен, Мингельс и Бэтен, которые заняли соответственно первые три места.

 

Чемпионат мира в классе 500сс продолжился во Франции, где состоялся второй этап. Победу там одержал известный английский гонщик Арчер, который выступил на мотоцикле Нортон (Norton), хотя он был только третьим в квалификационном заезде. Второе место занял гонщик из Швеции - Билл Нильссон, который в сезоне 1957 году пересел с мотоцикла БСА (BSA) на АЖС (AJS).

 

На третьем этапе в Швеции Нильссону помогли домашние условия, и он отпраздновал победу. Его позиция в общем зачете чемпионата стала еще более внушительна после победы, достигнутой им на соревнованиях в Италии.

 

В Великобритании проходил пятый этап чемпионата мира и, как часто уже случалось на международных гонках в этой стране, очень хорошо себя проявили британские гонщики. Первого места добился Д. Смит, второе досталось Арчеру. Нильссон закончил этот этап на пятом месте. Однако он с лихвой возместил свою неудачу в Великобритании победив на следующем этапе чемпионата в Голландии. Он оставил за собой Баэтена, который выступал на мотоцикле ФН (FN). После шести этапов в его активе уже было 32 очка. Бельгийский и люксембургский этапы принесли 16 очков шведскому гонщику Лундину.

 

Заключительный этап чемпионата мира проходил в Дании. Эта гонка прошла в тесной борьбе бельгийца Бэтена на мотоцикле ФН (FN) и шведа Лундина на мотоцикле Монарк (Monarch). Каждый из них выиграл по одному заезду из двух, а в финале они постоянно шли колесо в колесо. Победа все же досталась Бэтену, чем он завоевал для себя второе место в турнирной таблице чемпионата мира, в зачет которого шли пять лучших результатов из девяти. Стен Лундин получился третьим в чемпионате. Первым же чемпионом мира по мотокроссу на мотоциклах класс 500сс стал шведский спортсмен Билл Нильссон, выступающий на мотоцикле марки АЖС (AJS).

 

11-й Мотокросс наций вновь прошел в Великобритании и привлек огромное для того времени количество зрителей – 47000. Фаворитами в этой гонке считались местные гонщики. Правда, британские гонщики последнее время испытывали неудачи в чемпионатах мира и в их рядах отсутствовали из-за травм Арчер и Вард. Количество команд-участниц в этом Мотокроссе наций побило все рекорды. Кроме британской сборной здесь присутствовали бельгийская, голландская, шведская, датская, итальянская и французская команды.

 

Это были не простые соревнования, практически это были шоссейные гонки по траве с эффектными прыжками, поворотами и виражами. После двух квалификационных заездов состоялся финал, где в очередной раз блестяще выступил спортсмен из Великобритании Д. Смит на мотоцикле БСА (BSA). Он обеспечил пятнадцати секундное преимущество своей команде над командой Бельгии.

 

Как уже упоминалось выше, кроме главного чемпионата "пятисоток" в 1957 году проводилась серия соревнований на мотоциклах класса 250сс. В печати о ней говорилось как о первенстве Европы. По итогам этой серии соревнований победа досталась гонщику из ФРГ Бетцельбахеру, который выступал на мотоцикле Майко, его соотечественник Оестерле на таком же мотоцикле занял второе место, третье досталось чехословацкому гонщику Чижеку на мотоцикле Ява (Jawa).