Восьмидесятые - поворотный момент

Восьмидесятые - поворотный момент

Мотокросс очень быстро развивался, представительство производителей было весьма внушительное, и не только в классе 500cc, но и в других тоже, в основном за счет Сузуки (Suzuki). Мальерб (Malherbe) в 1980, 1981 и 1984 годах, Лакки (Lackey) в 1982, Карлквист (Carlqvist) в 1983 - выиграли титулы в ту золотую эпоху.

 

Тем временем, в классе 250cc, молодой Жорж Жобе (Georges Jobé) выиграл титул в 1980 году. Многие предсказывали ему великое будущее, но травмы не позволили ему обойти англичанина Нейла Хадсона (Neil Hudson) в 1981 году и в 1982 году он оказался слабее американца Дэнни Ляпорта (Danny Laporte), который стал первым американским Чемпионом Мира по Мотокроссу, на неделю раньше до того, как Брэд Лакки (Brad Lackey) победил в классе 500cc. В 1983 году Жобе (Jobé) вернул себе титул Чемпиона Мира в классе 250сс и ушел в класс 500cc. Конец 1983 года, и мир мотокросса испытал большое потрясение, когда Сузуки (Suzuki) заявила о сворачивании команды в классе 500cc и другие производители также урезали свои бюджеты. Лучшие гонщики смогли найти для себя возможность погонять, но общая тенденция была на лицо. Британец Дейв Торп (Dave Thorpe) вошел в большую команду Honda. Между 1985 и 1992 годами, эта команда выиграла все титулы в классе 500cc: Торп (Thorpe) и Жорж Жобе (Georges Jobé) каждый по три. Эрик Гебоерс (Eric Geboers) выиграл два титула, и он стал первым гонщиком, который был Чемпионом Мира во всех трех классах, после того, как стал Чемпионом Мира в классе 250cc в 1987 году. После этого его стали называть Мистер 875. Австриец Хайнц Кинигаднер (Heinz Kinigadner) дважды становился Чемпионом Мира в классе 250cc на мотоцикле КТМ - в 1984 и 1985 годах, за ним Чемпионами стали Жаки Вимонд (Jacky Vimond), Эрик Гебоерс (Eric Geboers), о котором уже говорилось, Джон Ван Ден Берк (John Van de Berk) и Жан-Мишель Бэйл (Jean-Michel Bayle), двое последних стали Чемпионами после завоевания титула в классе 125cc. Американские гонщики Трампас Паркер (Trampas Parker) и Донни Шмидт (Donnie Schmitt) также были чемпионами в классе 125cc, а затем и в 250cc. Итальянец Алесандро Пузар (Alessandro Puzar) стал Чемпионом в классе 250cc, а затем в классе 125сс в 1995 году, после голландца Педро Трагтера (Pedro Tragter) и американца Боба Мура (Bob Moore).

Чемпионы Мира по Мотокроссу Андре Мальерб (André Malherbe) и Жорж Жобе (Georges Jobé)
Два бельгийских гонщика, которые оставили след на сцене Мотокросса в восьмидесятых это Андре Мальерб (André Malherbe) (слева), который выиграл два первых Чемпионата Европы в классе 125cc в 1973 и 1974 годах, а также трижды был Чемпионом Мира по Мотокроссу в классе 500сс в 1980, 1981 и 1984 годах, и Жорж Жобе (Georges Jobé) (справа), который выиграл титулы в классе 250cc в 1980 и 1983 годах, и в классе 500cc в 1987, 1991 и 1992 годах.

 

Но в начале девяностых класс 500cc стал постепенно терять свои позиции. Производители сконцентрировали свои, и без того уменьшенные инвестиции на классе 250cc, за исключением, наверное, европейских производителей. И класс 250cc стал королевским классом: все ведущие гонщики поддерживались заводами производителями. Девяностые в Мире Мотокросса начались первой победой в карьере Стефана Эвертса (Stefan Everts), в классе 125cc в 1991 году. Его преследовал южно-африканец Грег Альбертин (Greg Albertyn), который стал Чемпионом Мира в классе 125cc и два раза в классе 250cc. Затем Стефан Эвертс (Stefan Everts) начал серию побед в классе 250cc и выиграл три подряд титула - в 1995, 1996 и 1997 годах. Французский гонщик Себастьен Тортелли (Sebastien Tortelli) также прошел через Чемпионское звание в классе 125cc, которое он завоевал в 1996 году, перед тем, как одержать победу в 1998 году в королевском классе. Его соотечественник Фредерик Болли (Frederic Bolley) продолжил успех Тортелли (Tortelli) в 1999 и 2000 годах, завоевав два подряд титула в классе 250cc. Французские спортсмены были в хорошей форме, так как Микаэль Пишон (Mickael Pichon) завоевал следующие два титула в классе 250cc, в 2001 и 2002 года, а тем временем Итальянец Алессио Киоди (Alessio “Chicco” Chiodi) доминировал в Чемпионате класса 125cc три сезона подряд с 1997 по 1999 год, затем в классе 125сс первенствовал южно-африканец Грант Лангстон (Grant Langston), а после него британец Джеймс Добб (Jamie Dobb) и француз Микаэль Маскио (Mickael Maschio).

 

С уменьшением интереса японских производителей к классу 500cc, пришло время европейских брендов: Жакки Мартенс (Jacky Martens) стал первым Чемпионом Мира в классе 500cc на четырех тактном мотоцикле Хускварна (Husqvarna) со времен Джефа Смита (Jeff Smith), когда он стал Чемпионом в 1965 году на мотоцикле БСА (BSA). В этом классе, за исключением Маркуса Хансона (Marcus Hansson) в 1994 году - первого шведа ставшего Чемпионом Мира в классе 500cc со времен Аберга (Aberg) – на Хонде (Honda) и новозеландца Шейна Кинга (Shayne King) в 1996 году на KTM – все остальные Чемпионы Мира были на четырех тактных мотоциклах. В этом классе Жоель Сметс (Joel Smets) стал трижды Чемпионом Мира на мотоцикле Хусаберг (Husaberg) и два раза на мотоцикле KTM, Бартолини (Bartolini) один раз и Эвертс (Everts) два раза на Ямахе (Yamaha) до 2003 года.

 

Четырех тактные двигателя набирают обороты.

 

В 2003 году впервые в истории проведения Чемпионатов Мира по Мотокроссу во всех трех классах принимали участие четырех тактные мотоциклы. В 2004 году классы переименовались, с этого момента класс 125cc стал называться - MX2, и большинство участников гоняли на четырех тактных мотоциклах с рабочим объемом 250cc, хотя двух тактные 125cc все еще попадались. Класс 250cc назвали MX1, в котором теперь принимали участие четырех тактные мотоциклы с объемом 450cc и двух тактные 250cc, а бывший класс 500cc стал открытым классом с названием MX3 – ограничение по рабочему объему для этого класса было установлено в 650cc.

 

Это десятилетие, несмотря ни на что, запомнится полным доминированием Стефана Эвертса (Stefan Everts). После двух сезонов разрушенных травмами, бельгиец завоевывает четыре подряд титула в классе MX1 с 2003 по 2006 год и свой десятый титул Чемпиона Мира по Мотокроссу, а также свою сто первую победу на Гран При в свой последний год в качестве профессионального гонщика, перед тем, как закончить свою профессиональную карьеру гонщика и стать менеджером заводской команды KTM по мотокроссу. Через два года после этого, бельгиец отпраздновал свой первый титул в качестве менеджера команды, после победы Тайлы Раттрея (Tyla Rattray) в Чемпионате Мира по Мотокроссу 2008 года в классе MX2.

Десятикратный Чемпион Мира по Мотокроссу Стефан Эвертс
Самый титулованный спортсмен мотокроссмен в Мире, десятикратный Чемпион Мира по Мотокроссу Стефан Эвертс.

 

Последние три сезона в классе MX1 Чемпионами становились - Стив Рамон (Steve Ramon), Девид Филиппаертс (David Philippaerts) и Антонио Кайроли (Antonio Cairoli). В классе MX2 в списке Чемпионов появились такие имена, как Бен Таунлей (Ben Townley), Антонио Кайроли (Antonio Cairoli) дважды, Кристоф Пуарсель (Christophe Pourcel), Тайла Раттрей (Tyla Rattray) и Марвин Маскуин (Marvin Musquin), когда как в классе MX3 трижды Чемпионом Мира стал Ив Демариа (Yves Demaria), два раза Свен Бригельманш (Sven Breugelmans) и Пьер-Александр Рене (Pierre-Alexandre Renêt).

 

И последнее, но отнюдь не менее важное, уже почти сто лет спустя истоков такого спорта, как Мотокросс. И теперь с 2008 года проводится Чемпионат Мира по Мотокроссу среди женщин. Первой Чемпионкой Мира по Мотокроссу стала француженка Ливия Ланселот (Livia Lancelot), которую сменила немка Сефани Лэйер (Stephanie Laier). Эта серия зародилась в 2005 году как Кубок Мира, победительницами которого были: Стефани Лэйер в 2005 году и Катерина Прумм (Katherine Prumm) из Новой Зеландии в 2006 и 2007 годах. Более того, в 2006 году был создан Кубок Мира по Мотокроссу среди ветеранов.