Эра ГДР (1964-1969 гг.)

Представители мотоциклетной промышленности ГДР решили поднять уровень мотоциклетного спорта в стране. В Чопау поэтому был значительно сокращен выпуск дорожных, а на предприятии «Симсон Зуль» интенсивно начало развиваться производство спортивных мотоциклов с двигателями малого рабочего объема. На высокий профессиональный уровень была поднята и подготовка сборной команды.

 

«Негостеприимные» хозяева

 

И сами гонщики ГДР, и их мотоциклы МЦ и «Симсон» были прекрасно подготовлены к 39-м Международным шестидневным соревнованиям, проходившим в Эрфурте. Организаторы проложили маршрут так, что 80 % его составляли шоссейные участки. Испытания на ускорение проходили на 900-метровом участке. Три гонщика команды ГДР, боровшейся за «Серебряный кубок», стартовали одновременно.

 

Следует учесть, однако, что забота организаторов соревнований о победе своих гонщиков была излишней. Гонщики ФРГ и Италии из политических соображений не участвовали в этих соревнованиях, команда Чехословакии была ослаблена сменой поколений в мотоспорте. Это время отмечено также реорганизацией чехословацкой мотоциклетной промышленности. Так, народное предприятие в Страконице ЧЗМ, специализирующееся на выпуск спортивных мотоциклов, ограничилось лишь кроссовыми, народное предприятие «Ява» заканчивало выпуск спортивных мотоциклов старой конструкции. Две новые модели «Ява 250» с «банановыми» рамами предвещали появление будущей конструкции.

 

В этих условиях команды ГДР безоговорочно победили как в соревнованиях за «Международный трофей» на своих мотоциклах МЦ, так и за «Серебряный кубок» на мотоциклах «Симсон».

 

Самым эффектным «гонщиком» на этих соревнованиях был голливудская звезда Стив Макквин. В то время как ни один корреспондент не проявлял интереса к нему, французская телевизионная компания сделала ему рекламу...

Стив Макквин на мотоцикле «Триумф 750»
Стив Макквин на мотоцикле «Триумф 750» во время Международных шестидневных соревнований в ГДР

 

И, наконец, о несчастливом числе 13. Среди стартовавших 13 английских гонщиков была известная Ольга Кевелос, которая сошла с дистанции как раз на 13-м километре.

 

На мотоциклетном острове

 

Интерес к организации Международных шестидневных соревнований 1965 г. проявили Великобритания и Польша. Преимущество было отдано Великобритании, в частности, из-за того, что в качестве места проведения соревнований был предложен остров Мэн, прославившийся соревнованиями на приз «Туристский трофей».

 

Заявок на участие поступило больше, чем могли принять организаторы, и потому пришлось число стартующих ограничить — их было 300.

 

С технической точки зрения новинок было немного. Исключение составили мотоциклы «Ява», в которых основу ходовой части составляла двойная рама, к которой подвешивался двигатель. Картер двигателя имел нетрадиционную конструкцию, он представлял собой единый литой блок со съемной крышкой. Кривошипно-шатунный механизм и коробка передач с устройством переключения монтировались с обеих сторон, их можно было снимать без предварительного снятия с рамы двигателя.

Спортивный мотоцикл «Ява 250» с рамой в форме банана
На первых моделях спортивных мотоциклов «Ява 250» с рамой в форме банана, переднее колесо было закреплено на вилке с выносом вперед, серийный топливный бак был развернут на 180°
Основу рамы в форме банана в мотоцикле «Ява 250» составляли две трубы прямоугольного сечения
Основу рамы в форме банана в мотоцикле «Ява 250» составляли две трубы прямоугольного сечения

 

На мотоциклах МЦ для участия в соревнованиях не потребовалось никаких перемен, у мотоциклов «Симсон» была повышена мощность. Они были сравнимы с западно-германскими мотоциклами. Надеждой команды ФРГ были их мотоциклы в классах от 50 до 125 см3, наиболее совершенными из них на технической комиссии оказались мотоциклы БМВ. Известный специалист по кроссовым гонкам Г. Р. Тейлор, выполнявший функции председателя этой комиссии, сказал: «Для шестидневных соревнований их действительно жаль».

 

Англичане представили свои классические мотоциклы с четырехтактными и более легкие с двухтактными двигателями, но об их высоком качестве в последние годы уже успели забыть.

 

Австрийские и итальянские изготовители не обновили свой мотоциклетный парк, объяснив это тем, что не могут тратиться на слишком дорогую рекламу с неизвестными последствиями. Польские, советские, шведские, а также новые испанские мотоциклы не претендовали на роль фаворитов.

 

Невезучие шины «Универсал»

 

Руководитель соревнований, известный английский шоссейный гонщик Г. Дак сумел проложить все шесть этапов соревнований на острове длиной всего 50 и шириной 15 км. Система пунктов контроля времени и промежуточных контрольных пунктов, дополненная контролерами на мотоциклах и взаимной проверкой конкурентов, функционировала довольно хорошо. Как ни странно, всех удовлетворяло такое состояние маршрута, усложненное туманом, дождем и спешкой гонщиков.

 

Шины «Универсал», предписанные для шестидневных соревнований, вряд ли можно считать удачной находкой. Официальным поводом для этого предписания было предотвращение загрязнения шоссейных участков, на деле здесь сыграли роль чисто патриотические причины. Наилучшие шины «Универсал» выпускала фирма «Данлоп», и англичане научились ездить на них. Кроме того, для привлечения зрителей было разрешено участие мотоциклов с колясками.

 

За первые два дня гонщики прошли 664 км. Слабые сошли с маршрута, на пунктах контроля времени было спокойно. После первого дня соревнований впереди шли англичане. Они лидировали бы и на следующий день, если бы не было досадного съезда Лампкина с трассы во время испытаний на ускорение и торможение, за что и последовало наказание — 20 штрафных очков.

 

Третий день кто-то остроумно назвал «лётным» — гонщики «слетали» с мотоциклов в грязь. Погода отличалась затяжным дождем, холодом, туманом, гонщики и их мотоциклы были забрызганы красной глиной. Это был мотокросс, длившийся в течение всего дня без перерыва. Каждая регулировка мотоциклов на контрольном пункте влекла за собой штраф. В таких условиях преимущества имели полностью закрытые цепные передачи мотоциклов МЦ.

 

Четвертый день был точной копией третьего, лишь маршрута пролегал в обратном направлении.

 

Пятый день был относительно спокойным. Продолжали бороться 96 лучших гонщиков, из них 20 были обладателями золотых медалей. Погода, наконец, образумилась. С победителями тоже было все ясно. «Международный трофей» и «Серебряный кубок» заслуженно получили команды ГДР.

Заключительная гонка шестидневных соревнований 1965 г.
Заключительная гонка шестидневных соревнований 1965 г.

 

Хотя гонщики Чехословаки возвратились без лавров, но и они сами, и их мотоциклы хорошо показали себя в этих соревнованиях. Из 21 стартовавшего гонщика лишь четверо сошли с маршрута и только один из-за неполадок в мотоцикле.

 

Все мотоциклы «Ява» команды Чехословакии были новой конструкции классов 250, 350 и выше 350 см3. В мотоциклах ЧЗ были заменены картеры и установлены значительно более мощные коробки передач, разработанные на базе хорошо себя зарекомендовавших кроссовых мотоциклов ЧЗ.

 

В заключение соревнований на острове Мэн прошел осенний конгресс ФИМ, на котором были аннулированы требования в отношении применения дорожных шин в следующих Международных шестидневных соревнованиях.

 

Строгость и к своим

 

Таков был девиз хозяев относительно несложных, но хорошо организованных шестидневных соревнований в Швеции в 1966 г. Главный судья майор Бломквист бескомпромиссно исключил гонщика шведской команды, боровшейся за «Международный трофей» и шедшей без единого штрафного очка. Причина — недопустимый ремонт топливного бака на закрытой парковой стоянке.

 

Команда ГДР на мотоциклах МЦ в составе Вебера, В. Залевски, Тойхерта, Вагнера, Улига и Лора завоевала «Международный трофей».

В. Залевски на мотоцикле МЦ
Маршрут шестидневных соревнований в Швеции проходил по густым лесам. На фотографии у пункта контроля времени запечатлена наиболее яркая в то время звезда на спортивном небе В. Залевски на мотоцикле МЦ

 

Самая быстрая на этих соревнованиях команда ФРГ на мотоциклах малых классов получила 4 штрафных очка из-за неудачного ремонта Спехтом зажигания на своем мотоцикле. Чехословацкие гонщики лишились надежды на победу из-за перегрева шатунных подшипников на новых мотоциклах «Ява». Вторыми закончили соревнования англичане, которые выступали на пяти мотоциклах «Триумф» и одном БСА.

 

В борьбе за «Серебряный кубок» вполне себя оправдали скоростные мотоциклы ФРГ. Здесь победила четверка Крамер, Шмидер, Кемплер и Габлер на мотоциклах «Цюндапп» классов 125, 100 и 75 см3 и «Геркулес 50».

 

Шестидневные соревнования и первенство Европы

 

Международные шестидневные мотоциклетные соревнования 1967 г. впервые проводились в качестве командного чемпионата мира. Местом их проведения был выбран польский город Закопане в Высоких Татрах.

Два момента на трассе в Закопане, схваченные объективом А. Багенского
Два момента на трассе в Закопане, схваченные объективом А. Багенского
Эндуро 1967 года

 

В том же году состоялось первенство Европы по мотоспорту для одиночек, которого уже несколько лет добивались на конгрессах ФИМ.

 

Прогрессивными были и новые правила, уравнивающие средние скорости для всех классов мотоциклов 42 км/ч при сухой и 36 км/ч при дождливой погоде, а также стандартизирующие величину штрафов. Результаты отдельных испытаний теперь исчисляются в секундах и пересчитываются в очки. Каждая минута опоздания на пункты контроля времени штрафуется 60 очками. Гонщик с наименьшим количеством очков побеждает в своем классе, его очки обнуляются, а очки остальных гонщиков подсчитываются за вычетом очков победителя.

 

Изготовители мотоциклов и гонщики признавали, однако, более традиционные и имеющие большее значение, чем первенство Европы, Международные шестидневные мотоциклетные соревнования и уделяли им большее внимание.

 

Вопреки опасениям некоторых участников шестидневных соревнований и несмотря на определенные трудности из-за бытовых условий, организация соревнований была хорошей.

 

Драматическая борьба в шести скоростных испытаниях между командами ГДР, ФРГ, ЧССР и Австрии, наконец, привела к следующим результатам: в первый день — отказ двигателя на мотоцикле БСА 350 у Эллиса (Великобритания), во второй — перелом ключицы у Гритти (Италия) на мотоцикле «Морини 175», в третий — задир поршневых колец у Габлера (ФРГ) на «Геркулесе 75», в четвертый — прогар поршня у Йохансена (Швеция) на «Хускварне 352», в пятый — выход из строя амортизатора у «Явы 250» Чешпивы (ЧССР) и в шестой — растрескивание рамы на мотоцикле «Пух 175» Зоммерауэра (Австрия). Национальная команда ГДР повторила победу прошлого года.

 

«Серебряный кубок» из Закопане

 

После малоудачных для команды Чехословакии лет подготовка гоночных спортивных мотоциклов была поручена предприятию ВВЗ«Ява». Мотоцикл «Ява 250» вышел на уровень мировых стандартов. Скорость новых мотоциклов двух меньших классов марки «Ява» была ниже, чем у лучших мировых образцов. Малообъемные мотоциклы на машиностроительных заводах в Поважска-Бистрице в это время были лишь на начальной стадии развития.

 

После перемен, связанных с очередной сменой поколений, к сборной Чехословакии приходит заслуженный успех. «Серебряный кубок» приезжает в Чехословакию, когда четверка в составе А. Земена, Д. Миарки, Я. Ясански, М. Вытлачила на мотоциклах «Ява» в скоростных испытаниях победила две команды ГДР, а также команды ФРГ, ПНР и СССР. И, наконец, сюрприз — англичане в борьбе за «Серебряный кубок» не смогли победить на знаменитых «Судзуки».

 

Так сколько лучше — четыре или два?

 

На каких мотоциклах соревновались гонщики в то время, когда двухтактные двигатели господствовали в шоссейных гонках на чемпионатах мира?

 

Быстрее всего шло тогда развитие спортивных мотоциклов самых низких классов. Специальные мотоциклы класса 50 см3 с многоступенчатой коробкой передач, с жесткой рамой и с эффективными амортизаторами ни у кого уже не ассоциировались с понятием «мопед». Первенство среди мотоциклов этого класса удержал «Цюндапп», которому удалось по эффективности превзойти «Симеон». Новым соперником, однако, стал мотоцикл «Пух».

 

Мотоциклы класса 75 см3 зачастую были аналогичны мотоциклам класса 50 см3. К ним следует отнести прежде всего мотоциклы «Цюндапп». В мотоциклах класса до 100 см3 впервые был использован четырехтактный двигатель. Таковы итальянские «Джилера» и «Морино». Эти мотоциклы имели привлекательный вид, создавали незначительный шум, но максимальная мощность их была недостаточна.

 

Наиболее интересными с конструктивной точки зрения были мотоциклы класса 125 см3. Среди них были мотоциклы, которые продолжили традиции более тяжелых мотоциклов соответствующих марок («Ява», МЦ) и разработанные на базе мотоциклов класса 75 см3 («Цюндапп», «Пух»). Самостоятельную группу составляли мотоциклы итальянского производства «Джилера» и «Морини» с четырехтактными двигателями.

 

Интерес вызвал представитель класса 175 см3 — австрийский «Пух». Вот его некоторые конструктивные особенности: трубчатая двойная рама под баком переходит в четыре трубы, из них две приварены к верхней, другие две — к нижней части главной рамы. Рама имеет замкнутую конструкцию. Нижние трубы, проходящие под двигателем, прикреплены болтами к головке рамы. Цилиндр имеет только один выпускной канал, но выпускной патрубок раздвоен и охватывает мотоцикл с обеих сторон.

 

Наиболее многочисленными были мотоциклы класса 250 см . Здесь встречались очень удачные конструктивные решения. В основном это были мотоциклы, классические для шоссейных гонок и модернизированные для использования в мотокроссах. Одними из наиболее удачных считались «Ява» и МЦ с пятисту пенчатой коробкой передач и закрытым кожухом для цепной передачи. Затем следуют «Хускварна» и «Бултако».

 

На мотоциклах класса 350 см3 были установлены преимущественно двухтактные одноцилиндровые двигатели. Английские мотоциклы позволяли как бы заглянуть в историю мотоциклостроения.

 

Ведущее положение среди мотоциклов класса 500 см3 принадлежало кроссовым «Хускварнам», незначительно переделанным для шестидневных соревнований. Более чем равноценную конкуренцию им составили чехословацкие «Явы 400», не уступавшие кроссовым мотоциклам.

 

«Ява» господствует в высоких классах

 

Во втором, ставшем уже популярным, чемпионате Европы 1968 г. участвовали гонщики Австрии, Чехословакии, ГДР и ПНР. Требования к мотоциклам и технике езды здесь были существенно снижены. Решающими стали абсолютная надежность и, главное, скорость при специальных испытаниях.

 

Международные шестидневные соревнования 1968 г., проходившие в Италии, получили название «каменных». В памяти участников надолго осталось курортное место Сан-Пеллегрино, прославившееся производством безалкогольных напитков.

 

Из 298 стартовавших гонщиков в первый день без штрафных очков закончили только 74. Причиной этому была трасса с необычно высокими перепадами высот и забрызганными грязью камнями. Кроме того, кое-где был иней на холмах, трасса граничила с бездонными пропастями. Сход с дистанции некоторых гонщиков может быть объяснен также их страхом.

 

Организаторы соревнований на этот раз работали на «отлично». Маршрут был необычайно сложным, но вся программа соревнований была вполне выдержана. Первый день подтвердил правомерность результатов чемпионата Европы, а именно то, что уровень подготовки гонщиков ФРГ и их мотоциклов «Цюндапп» превосходит остальных. Команда ФРГ была единственной, не получившей ни одного штрафного очка. Своей продуманной тактикой в следующих пяти этапах она нарушила планы команды ГДР и завоевала победу, а с ней и право на проведение следующей шестидневки в Гармиш-Партенкирхене. На втором месте осталась команда Чехословакии, состав которой был тоже очень сильным.

 

В соревнованиях за «Серебряный кубок» после сложного первого дня без штрафных очков остались две команды: по одной из ФРГ и ГДР. Победили же в конце концов хозяева соревнований с одним штрафным очком.

 

Мотоциклы МЦ побеждают в Гармиш-Партенкирхене

 

ФИМ не удалось объединить к 1969 г. систему оценок чемпионата Европы и Международных шестидневных соревнований. Были, однако, установлены одинаковые средние скорости для мотоциклов различных классов: 38 км/ч для классов 50 и 75 см3, 40 км/ч для всех остальных классов. Новыми правилами было предусмотрено измерение уровня шума при испытаниях на ускорение, когда гонщики максимально форсируют мощность двигателя. Микрофон при этом устанавливался на заданном расстоянии от мотоцикла. Превышение уровня шума наказывалось 20 штрафными очками.

 

Чемпионат Европы показал преимущество трех марок мотоциклов. Лучшими среди мотоциклов трех первых классов (50, 75 и 100 см3) стали мотоциклы «Цюндапп», в трех самых высоких «Ява», а в классах 125 и 175 см3 — «Пух». Все они стали победителями. Мотоциклы «Ява» с новыми двойными замкнутыми рамами развивали более высокую скорость, чем МЦ, и на пересеченной местности, и в испытаниях на ускорение. Это стало причиной неудачи команды ГДР, которая выступала на мотоциклах МЦ. К тому же эта сборная была ослаблена из-за проблемы смены поколений.

Интересное конструктивное решение рамы мотоцикла «Пух 175»
Интересное конструктивное решение рамы мотоцикла «Пух 175»
«Явы» собирают лавры на чемпионате Европы в 1969 г.
«Явы» собирают лавры на чемпионате Европы в 1969 г. Ведущий конструктор спортивных мотоциклов инженер П. Татек получает кубок за мотоциклы, выступавшие на чемпионате Европы в Италии.

 

Международные шестидневные соревнования в Гармиш-Партенкирхене проходили с 15 по 20 сентября. К традиционно хорошей организации добавилась механизация обработки результатов. Трасса в Альпах имела протяженность более чем 1453 км, но это никак не снизило остроту спортивной борьбы.

 

Система оценки специальных испытаний, при которой гонщики, завоевавшие в них первые места в своих классах, не получали дополнительных очков, оказала влияние на тактику формирования национальных команд и весь ход соревнований.

 

Хозяева соревнований, гонщики ФРГ, имевшие хороший опыт выступлений в чемпионатах Европы, сосредоточили свое внимание на мотоциклах низких классов. Команду ГДР составляли лучшие гонщики на мотоциклах четырех классов: один на МЦ 175, по двое на МЦ 250 и МЦ 350, один на МЦ 500.

 

Команда Чехословакии представила по два мотоцикла в классах 250, 350 и 500 см3, намереваясь победить в двух самых высоких, а в классе 250 см3 не сильно отставать от Залевски (рис.74), выступающего на мотоцикле МЦ. В тактическом плане руководители команды Чехословакии учли и скоростные мотоциклы «Пух 175», которые могли бы усложнить положение МЦ.

Два соперника — К. Машита на «Яве» и В. Залевски на МЦ
Два соперника — К. Машита на «Яве» и В. Залевски на МЦ

 

Что же произошло на самом деле?

 

На третьем этапе сошел с дистанции гонщик команды ФРГ Бринкманн из-за поломки коробки передач на мотоцикле «Цюндапп 50». Тактика команды Чехословакии сразу же изменилась, так как главной стала борьба за «Серебряный кубок». Планы команды Чехословакии нарушил Вилламовски на мотоцикле МЦ 500, который, несмотря на свои 35 лет, выступал очень удачно и усложнил положение Бржизы и Фойтика на «Явах 500». Чем больше эти гонщики прилагали сил, тем больше нервничали, а разница в очках все увеличивалась. Не сбылись надежды команды Чехословакии и на мотоциклы «Пух» в классе 175 см3. Окончательную участь национальной команды Чехословакии решила остановка двигателя на мотоцикле Бржизы, что не позволило ему закончить заключительную часовую гонку.

 

Из 327 стартовавших в этих соревнованиях дошли до финиша 207, из них 107 с золотой медалью (рис. 75 и 76).

Команда ГДР завоевала в 1969 г. «Международный трофей», мотоциклы МЦ были самыми быстрыми
Команда ГДР завоевала в 1969 г. «Международный трофей», мотоциклы МЦ были самыми быстрыми
Шестидневные соревнования в Гармиш-Партенкирхене не были легкими
Шестидневные соревнования в Гармиш-Партенкирхене не были легкими

 

Места в соревнованиях за «Международный трофей» распределились следующим образом: первое место завоевала команда ГДР (0 штрафных и 150,7 дополнительных очка), второе — ЧССР (12 и 352,1), третье — Великобритании (0 и 311). «Серебряный кубок» завоевала команда ФРГ (0 и 226,8), за ней идут команда В этой же страны (0 и 302,0) и команда А ЧССР (0 и 338,5).