Первые годы мира (1947-1953 гг.)

Первые годы мира (1947-1953 гг.)

В послевоенные годы появилась мысль продолжить проведение Международных шестидневных мотоциклетных соревнований, хотя оригиналы двух призов за годы войны исчезли. Поскольку результаты последних предвоенных соревнований были признаны недействительными, ни одна из федераций не имела права первенства на организацию предстоящих соревнований, и делегаты конгресса ФИКМ в 1946 г. с одобрением приняли предложение Чехословакии принять у себя Международные шестидневные соревнования в 1947 г.

 

Все в одной гостинице

 

Центром 22-х Международных соревнований эндуро стал современный город Готвальдов (тогда Злин), где остановились организаторы соревнований и были оборудованы машинописное бюро секретариата и бытовые помещения для гонщиков.

Техническая комиссия в Готвальдове
Техническая комиссия в Готвальдове

 

Огромные материальные и людские потери, понесенные Европой за годы войны, а затем усугубленные засухой и неурожаем 1947 г., усложняли организацию соревнований Всего было приглашено 126 гонщиков, но к моменту старта по разным причинам 21 прибыть не смогли.

 

Несмотря на все сложности, шестидневные соревнования в Чехословакии были организованы широко и на хорошем уровне. Впервые действовали медицинская служба и радиосвязь основных пунктов контроля времени на трассе с дирекцией соревнований.

 

Соревнования проходили при необычно сухой и жаркой погоде. Обычно заболоченный участок дороги был замощен еловыми бревнами. Он оказался наиболее сложным и получил название «ксилофон».

 

С самого начала соревнований вперед ушли гонщики Чехословакии. Мотоцикл с коляской, ведомый итальянцем Грико, которого считали наиболее вероятным победителем, потерпел аварию в первый же день соревнований и на последующих этапах не выступал. Неудачи итальянской команды довершил Форнассари, у которого лопнула рама на мотоцикле «Сертум» класса 500 см3. Таким образом, в команде, боровшейся за наивысший трофей, остались лишь два итальянца на мотоциклах «Сертум» класса 250 см3.

 

Надеждой чехословацкой команды, боровшейся за «Международный трофей», были мотоциклы «Ява» классов 250 и 350 см3 с двухтактными двигателями, разработанные на базе дорожных мотоциклов испытанной перспективной конструкции.

«Ява 250» с задней телескопической подвеской
«Ява 250» с задней телескопической подвеской, которая стала преобладающей на первых послевоенных вариантах дорожных спортивных мотоциклов «Ява»

 

Компактный двигатель блочной конструкции работал на четырехступенчатую коробку передач с автоматической муфтой сцепления. Замкнутая рама имела телескопическую переднюю вилку; задняя, маятниковая вилка была подвешена на амортизированном шарнире.

Телескопический амортизатор задней вилки мотоцикла «Ява 250»
Телескопический амортизатор задней вилки мотоцикла «Ява 250»

 

Команда Чехословакии состояла из Симандла, Дусила, Станислава, Беднаржа с колясочником Ганзелом. Мотоцикл с коляской того времени (марки «Ява 600») требовал к себе очень большого внимания. Опытный гонщик Беднарж вынужден был часто доливать быстро расходуемое масло, менять свечи зажигания, но в конце концов после часовой гонки в Злине был вознагражден за все это приветственными возгласами десятитысячной толпы зрителей.

 

В соревнованиях за «Серебряный кубок» победительницей вышла чехословацкая команда А, а большую золотую медаль среди заводских команд завоевал мотоцикл ЧЗ. Спортивные мотоциклы марки ЧЗ были разработаны на базе дорожных ЧЗ 125. Это были легкие современные мотоциклы с двухтактным одноцилиндровым двигателем и трехступенчатой коробкой передач, объединенной в один блок с двигателем. Зажигание производилось от магнето. Переднее колесо было закреплено в телескопической передней вилке, заднее колесо не амортизировалось.

Мотоцикл ЧЗ 125 А, выпускавшийся с 1946 г.
Мотоцикл ЧЗ 125 А, выпускавшийся с 1946 г. в г. Страконице и применявшийся для гонок и позднее для мотокроссов
Представитель завода ЧЗМ приветствует победителей
Представитель завода ЧЗМ приветствует победителей (слева направо) Й. Паштику, Ч. Когличека и Э. Мару

 

Из 105 стартовавших гонщиков золотые медали получили 25, в том числе 19 членов команды Чехословакии. Всего чехословацких гонщиков было 59.

 

Техническая комиссия мотоциклов и море

 

Чехословакия получила право на организацию следующих Международных шестидневных мотоциклетных соревнований. Однако при сложной политической обстановке 1948 г. делегация Чехословакии не получила въездные визы в Брюссель на очередной весенний конгресс ФИКМ. Воспользовавшись этим, конгресс решил провести очередные соревнования в Италии.

 

Новшеством в правилах этих соревнований, база которых находилась в курортном городе Сан-Ремо, было увеличение числа гонщиков в каждой команде, боровшейся за «Международный трофей», до пяти. В команде должны были быть мотоциклы двух различных классов, выпускаемых в данной стране, но не был еще решен окончательно вопрос о мотоциклах с коляской.

Старт первых двух участников в Сан-Ремо
Старт первых двух участников в Сан-Ремо

 

Альпийский маршрут с большими перепадами высот обернулся полной катастрофой для мотоциклов с двухтактными двигателями. Мощным мотоциклам, у которых рабочий объем двигателей превышал 250 см3, удалось преодолеть горный маршрут благодаря удачно выбранной средней скорости.

 

Для технической комиссии был выбран прекрасный город Оспедалетто, в нескольких шагах от моря, но царствовала в нем настоящая итальянская неразбериха.

 

В ходе технической комиссии организаторы не придерживались временных ограничений, а при маркировке мотоциклов вместо необходимой коричневой краски спокойно могли взять зеленую. Все эти вольности очень не понравились французам, они начали протестовать и после размолвки с организаторами уехали домой. Так, из 10 стран-участниц одна отпала.

 

Из 151 участника Международных шестидневных соревнований 1948 г. Италия выставила 40 гонщиков и получила одну золотую медаль, Великобритания 31 (11), Чехословакия 21 (9), Венгрия 17, Нидерланды 14 (2), Бельгия 12 (1), Швейцария 7 (1) , Австрия 5, Испания 4. Всего 25 гонщиков получили золотые медали.

 

Блуждания в Альпах

 

Весь ход соревнований, которые стартовали утром 14 сентября, представлял собой цепь противоречий. У моря, вдоль берега которого гонщики ехали по асфальтовому шоссе, была прекрасная солнечная погода, а в горах, на высоте приблизительно 1000 м,— дождь, туман и размытая каменистая дорога. Без осложнений гонщики проехали из Италии во Францию и обратно. Однако хаос и суета царили почти на всех пунктах контроля времени.

 

Состояние трассы было хорошее только в обжитых районах. Указатели вдоль трассы не всегда были правильными, а в большинстве случаев отсутствовали вовсе.

 

Несмотря ни на что, англичане показали ровную езду и победили в борьбе за оба главных трофея. К тому же судейская коллегия замяла инцидент с задним грязевым щитком у одного из гонщиков английской команды. Во второй день соревнований он его возил в рюкзаке, а на старте следующего этапа вышел с правильно прикрепленным щитком.

 

Наиболее коротким был шестой этап, однако и самым трудным. Заключительная часовая гонка по шоссейному замкнутому кольцу в Оспедалетто оказалась драматичной для мотоциклов классов 125 и 250 см3, которые не смогли противостоять более мощным собратьям.

 

Неудачные коробки передач мотоцикла ЧЗ

 

Большой неудачей чехословацких участников соревнований была установка на мотоциклы ЧЗ новых четырехступенчатых коробок передач. У предыдущих трехступенчатых коробок был очень большой перепад между соседними ступенями. Поэтому основной мыслью было снабдить легкие мотоциклы, пригодные для участия в соревнованиях в Альпах, четырехступенчатой коробкой передач, которая могла бы разместиться в том же объеме. Недостаток времени не позволил провести тщательные испытания В результате из-за недостаточно надежного закрепления управляющего валика приходилось одновременно управлять ножным и ручным приводами. Поломка этой передачи заставила сойти с дистанции Когличека и Паштику, выступавших на мотоциклах ЧЗ, а вскоре также вся тройка гонщиков, боровшихся за «Серебряный кубок» на этих же мотоциклах, вынуждена была прекратить соревнования.

 

Своей победой команда Великобритании, завоевавшая оба трофея, не в последнюю очередь обязана мотоциклам с четырехтактными двигателями, хотя по некоторым показателям они уступали «Явам».

схема распределительного механизма двигателя «Велосетт»
Некоторые двигатели английских спортивных мотоциклов были разработаны на базе двигателей шоссейных и гоночных мотоциклов. Здесь представлена схема распределительного механизма двигателя «Велосетт»

 

ФИМ наводит порядок

 

Весенний конгресс в Люксембурге не только изменил название федерации ФИКМ на ФИМ (Federation Internationale Motocycliste — Международная мотоциклетная организация), но и внес ряд изменений в правила проведения Международных шестидневных соревнований, в которых организаторы соревнований уже не имели права ничего изменять. Также были установлены средние скорости, которые в зависимости от класса машины колебались от 36 до 48 км/ч. В предыдущем году наибольшая разница в скоростях составляла 8 км/ч.

 

ФИМ одобрила оригиналы новых переходящих трофеев. И, наконец, были утверждены организаторы соревнований 1949 г. Англичане были готовы отступиться от своего приоритетного права, но представители других государств молчали, и поэтому Великобритания оказалась морально обязанной проводить их.

 

Несмотря на одобрение основных правил, в Лландриндод-Уэлсе все же были протесты еще до открытия соревнований. Мотоциклы английских гонщиков оказались без фар, так как британский министр транспорта разрешил их снять участникам шестидневных соревнований. Но на мотоциклах других участников фары были уже закреплены! Маршрут не был нигде заблаговременно маркирован.

 

На старт вышло 140 англичан, по 17 гонщиков из Чехословакии и Италии, 16 швейцарцев, 13 гонщиков из Нидерландов, 12 венгров, 8 ирландцев, два норвежца и по одному представителю из Канады, Австрии и Люксембурга. Уже на первом этапе начались блуждания гонщиков в поисках трассы, а при приближении к плохо маркированным промежуточным пунктам контроля времени произошло даже несколько аварий. Вечернее заседание судейской коллегии было долгим, но штрафные очки, полученные из-за блужданий по плохо размеченной трассе, в большинстве случаев не были сняты.

 

В соревнованиях за «Международный трофей» победили англичане с одним штрафным очком, следующей была команда Чехословакии, которая из-за поломки зажигания на мотоцикле ЧЗ 125 у гонщика Паштики получила 29 штрафных очков. Третьей оказалась команда Италии с 54 очками, а за ней Швейцарии, получившая 2084 штрафных очка.

 

Было бы лучше без тренеров

 

Старая армейская поговорка гласит: лучше плохой командир, чем никакой. Это, однако, не относится к тренерам мотоциклетной команды, что полностью нашло подтверждение во время часового заезда в борьбе за «Серебряный кубок» между командами Чехословакии (команда В) и Великобритании (команда А), не имеющими штрафных очков. Гонщики обеих команд шли самостоятельной группой перед мотоциклами с коляской. Чехословацкие гонщики Крчмаж, Марга и Блага разогнали свои мотоциклы ЧЗ 125 сразу же после старта на полные обороты и с максимально возможной скоростью провели их до финиша.

 

Англичане к часовой гонке хорошо подготовились. Их тренеры были вооружены секундомерами и табличками для сигнализации. Вначале на табличках обозначалась буква F (быстрее), затем ОК (хорошо) и, наконец, гонщикам рекомендовалось сбросить скорость.

 

К великому удивлению английских тренеров после официального подсчета времени лучшей оказалась команда Чехословакии. Добавим, однако, что мотоциклы Ч3 125 должны были пройти 5, английские мотоциклы класса 350 см3 — 8, а мотоциклы класса 500 см3 — 9 кругов. Классификация мотоциклов по мощности не была тогда однозначной, что справедливо и для сегодняшнего дня.

 

Дела английской команды

 

Весенний конгресс ФИМ 1950 г. проходил в Испании, которая тогда еще не входила в состав Организации Объединенных Наций, и некоторые делегации не смогли прибыть на него. Из 27 стран, в то время входивших в ООН, прибыли только представители девяти. Англичане, как организаторы предстоящих соревнований, на этом конгрессе легко провели условия, наиболее выгодные для мощных мотоциклов и прежде всего касающиеся малого перепада средних скоростей.

 

Главную роль в 25-х Международных шестидневных мотоциклетных соревнованиях в Лландриндод-Уэлсе, однако, сыграло меньшее число участвовавших гонщиков, представителей различных стран. Большое преимущество идущим впереди английским гонщикам давало знание маршрута. За «Международный трофей» боролись команды Великобритании, Италии и Австрии, за «Серебряный кубок» — по две команды от Великобритании, Нидерландов и Италии и по одной от Швеции и Ирландии. Гонщики Чехословакии в этот раз не смогли принять участие.

 

Трудная трасса, обычные в этих местах дождь, туман и плохая маркировка способствовали тому, что из 213 стартовавших участников соревнований закончили маршрут лишь 81, из 38 золотых медалей 33 получили хозяева соревнований. Великобритания завоевала оба главных трофея. Хуже всего выглядела команда Италии — не закончил маршрут ни один из итальянских гонщиков. Их команда, боровшаяся за «Международный трофей», получила 2582 штрафных очка, в команде, выступавшей за «Серебряный кубок», все три гонщика сошли с дистанции еще в первый день соревнований.

 

С большим удовлетворением восприняли итальянцы предписание ФИМ о том, что ни одна страна не имеет права организовывать шестидневные соревнования более двух раз подряд, и предложили провести следующие соревнования в Италии.

 

Итальянский реванш не получился

 

Итальянцы имели целью восстановить репутацию, пошатнувшуюся в предыдущих шестидневных соревнованиях,проводившихся на итальянских дорогах. Центры 26-х соревнований были расположены не только на итальянской Ривьере, но и в Варесе и Милане, заключительная гонка была назначена в популярном городе де Монца.

На шестидневных соревнованиях 1951 г. в Италии дороги были в основном каменистыми
На шестидневных соревнованиях 1951 г. в Италии дороги были в основном каменистыми
В соревнованиях 1951 г. в Италии впервые стартовали мотороллеры в одном классе с мотоциклами соответствующих рабочих объемов
В соревнованиях 1951 г. в Италии впервые стартовали мотороллеры в одном классе с мотоциклами соответствующих рабочих объемов

 

Как организаторы, итальянцы проявили себя и на этот раз не с лучшей стороны. Беспорядок царил на пунктах контроля времени уже в первый же день соревнований. Организаторы ухитрились потерять ведомости, осмотр некоторых мотоциклов длился более получаса.

 

Английские гонщики не хотели выходить из роли фаворитов, их мотоциклы неплохо себя зарекомендовали еще на предыдущих соревнованиях в альпийских условиях. До часовой гонки в борьбе за «Международный трофей» лидировала английская команда — единственная, не имевшая штрафных очков. Заключительная гонка прошла для них гладко.

 

Итальянцы же не смогли себя показать и как гонщики, получив 622 штрафных очка в главных соревнованиях за «Международный трофей». В то же время менее опытная команда Австрии закончила маршрут всего с одним штрафным очком.

 

Утешением для команды Чехословакии, опять не участвовавшей в соревнованиях, был успех команды Нидерландов на мотоциклах «Ява», выигравшей у других девяти команд «Серебряный кубок». В завершающей часовой гонке в Монце победили англичане.

 

Прекрасный Бад-Аусзе

 

Следующие шестидневные соревнования 1952 г. проходили в австрийском Бад-Аусзе при большой заинтересованности страны-организатора и очень теплом отношении со стороны местного населения.

Во время шестидневных соревнований в Бад-Аусзе гонщики снова встретились с Альпами
Во время шестидневных соревнований в Бад-Аусзе гонщики снова встретились с Альпами

 

В прекрасном благоустроенном курорте гонщиков встретили необычное количество местных и иностранных энтузиастов мотоциклетного спорта. Впервые в истории шестидневных соревнований они сопровождались торговлей мотоциклетными запчастями, экипировкой и другими различными предметами, которая производилась перед стоянкой мотоциклов. Представительство фирм было очень разнообразным.

 

Накал конкурентной борьбы также был исключительно высоким и не только из-за большого числа гонщиков (259), но и благодаря высокому качеству и разнообразию представленных мотоциклов, прежде всего в шести командах, боровшихся за «Международный трофей».

 

Британская команда выступала традиционно на надежных классических, но тяжелых машинах с четырехтактными двигателями — на трех мотоциклах класса 500 см3 (AJS, «Ариэль», «Матчлесс»), а также «Триумф 650» и «Ройял Энфилд 700». Она отказалась от менее мощных мотоциклов класса 350 см3. Против англичан выступало пять национальных команд на мотоциклах класса 250 см3 и ниже.

 

Австрийцы, хозяева соревнований, вполне доверяли своим мотоциклам «Пух 175» и «Пух 250», которые местная печать считала лучшими.

 

Наибольшее удивление вызвал выбор мотоциклов для команды ФРГ, впервые принявшей участие в борьбе за «Международный трофей». В этот раз не оправдали себя не только некогда мощные БМВ, но также «Майко 175» и НСУ 100.

 

Итальянцы имели мотоциклы с двигателями еще меньшего рабочего объема, парковый состав их команды был еще более пестрым: «Альпино 75», «Аэрмакки 125», «Руми 125», «Парилла 150», «Гуаццони 175».

 

Шведские гонщики шли на двух мотоциклах НВ 250 и двух НВ 125.

 

После двухлетнего перерыва гонщики Чехословакии уже не были в числе фаворитов. На мотоциклах «Ява 250» стартовали Дусил, Кубеш и Новотны. Прежние мотоциклы ЧЗ 125 были оборудованы новым двигателем с рабочим объемом 150 см3. На них выступали гонщики Когличек и Пудил. И еще одна для нынешнего времени удивительная деталь — гонщики Чехословакии прибыли на соревнования своим ходом.

 

Потери уже в начале соревнований

 

В четверг 18 сентября гонщики стартовали при холодной погоде, кроме того, на трассе был какой-то липкий, неприятный туман. Но на Гросс Глокнере их встретило солнце.

 

Уже первая половина первого дня соревнований была отмечена штрафными очками из-за поломки мотоцикла в команде Италии, боровшейся за «Международный трофей». Еще больше пострадала команда ФРГ. Ее гонщик Долман на мотоцикле НСУ наехал на собаку и после падения уже не смог продолжать соревнования. Вскоре после полудня сошел с маршрута Крамер, член австрийской команды, боровшейся за «Международный трофей», когда его серийный мотоцикл «Пух» начал сначала скрипеть, а затем скрежетать. Оказалось, что он наполнил топливный бак чистым бензином без масла. Штрафные очки получила и шведская команда.

 

Следующий день для многих команд был отмечен новыми потерями. На старт перед ночным этапом не вывел свой «Матчлесс» английский гонщик Мэнн из-за выхода из строя системы зажигания. Единственной командой, не имевшей штрафных очков к этому моменту, была команда Чехословакии.

 

На третий день соревнований из-за сильного дождя вся трасса соревнований превратилась в болото, и команда Чехословакии получила два штрафных очка.

Для мотоциклов с колясками шестидневные соревнования год от года становятся все труднее
Для мотоциклов с колясками шестидневные соревнования год от года становятся все труднее

 

Четвертый день ознаменовался неожиданным международным сотрудничеством гонщиков и зрителей. Организаторы соревнований через пастбище, которое дождь превратил в трясину, проложили временный переезд по доскам, уложенным на бревнах. Однако швейцарского гонщика на мотоцикле с коляской угораздило развалить мостик. Тогда следующие за ним гонщики и зрители взялись за восстановление.

 

Удовольствием для зрителей, но не для утомленного гонщика, был въезд на холм под углом в 32°. Многие здесь получили штрафные очки, некоторые из них на вечернем заседании судейской коллегии были аннулированы.

 

Ведущее положение команды Чехословакии с двумя штрафными очками по сравнению с Великобританией, имеющей 300 очков, было более чем убедительным. Изумительную энергию продемонстрировали гонщики ФРГ, боровшиеся за «Серебряный кубок». На тяжелых мотоциклах БМВ 600 они сумели остаться единственными, кто не получил штрафных очков.

 

На пятый день соревнований погода еще более ухудшилась. У подножья горы Кархаузен колеса первых мотоциклов превратили местность в глубокое болото, которое стало непроходимым для многих мотоциклов. Среди гонщиков на мотоциклах с колясками успешно преодолели это препятствие только Краус и Кланкермайер, которые закрепили на колесах цепи для езды по снегу. Ночное заседание судейской коллегии было и на этот раз милосердным, так как среди пострадавших были и гонщики — хозяева соревнований.

 

Последний день соревнований включал 124-километровый этап и заключительную часовую гонку по автостраде в Зальцбурге. Команда Чехословакии, боровшаяся за «Международный трофей», без риска изменила тактику езды и сохранила свое лидирующее положение. Ухудшилось положение ведущей команды ФРГ, выступавшей за «Серебряный кубок», когда гонщик Рот не смог вывести на старт свой мотоцикл, за что был оштрафован на 60 очков. Таким образом, в борьбе за «Серебряный кубок» победила команда Чехословакии, выступавшая на мотоциклах 43 150 в составе Блага, Колажа, Кобата всего с 12 штрафными очками.

 

Граница дружбы в Готвальдове

 

После победы команды Чехословакии в Австрии на следующий год лучшие спортивные гонщики мира съехались в Готвальдов. Характерной особенностью этих соревнований, как и в прошлый раз, была четкая организация с хорошо поставленной медицинской службой. Большой интерес к соревнованиям проявляла общественность страны.

 

На старт вышли 236 гонщиков из 18 стран. Пять команд боролись за «Международный трофей», 17 — за «Серебряный кубок». Единственное, что омрачило обстановку, это отказ австрийской команды от борьбы за «Международный трофей» из-за разногласий с мотоциклостроителями. Из Австрии приехала только одна клубная команда на мотоцикла «Ява» и четыре гонщика, выступавшие в личном зачете.

 

После спокойно прошедшей технической комиссии и эффектного открытия соревнований 15 сентября 1953 г. гонщики стартовали на первом 376-километровом этапе. Благоприятная погода способствовала гонщикам, лишь 24 человека получили штрафные очки.

 

Во второй день организаторы запланировали прохождение болотистого участка, но прекрасная сухая погода нарушила их планы. Старт был сдвинут на целых 10 ч, поэтому вторая часть этапа по шоссе проходила ночью. И при легких условиях первого дня соревнований уже прояснилась расстановка претендентов на высший трофей. Венгерская команда потеряла двух гонщиков, шведская — одного, а в команде Чехословакии гонщик Климт получил одно очко за невыполнение предстартовых испытаний: из-за неисправности зажигания он за предписанные 3 мин не смог проехать необходимого участка пути. Без штрафных очков остались команды Великобритании и ФРГ.

 

Третий день должен был быть наиболее трудным, однако погода благоволила гонщикам. Единственным сложным участком был каменистый подъем на Соланец. В команде ФРГ, боровшейся за «Международный трофей», произошла поломка: в мотоцикле БМВ сломался карданный вал, и гонщик Рот был вынужден сойти с дистанции. Не повезло и итальянским гонщикам — после третьего этапа четверо из шести выбыли из соревнований. Итальянское руководство приняло решение не ждать окончания состязаний, и вся команда возвратилась домой.

 

Четвертый и пятый день прошли спокойно. Англичане лидировали, получив на одно штрафное очко меньше, чем команда Чехословакии. Больше 100 штрафных очков получили команды за гонщиков, сошедших с маршрута.

Наибольшие проблемы на шестидневных соревнованиях 1953 г. опять испытывали мотоциклы с колясками
Наибольшие проблемы на шестидневных соревнованиях 1953 г. опять испытывали мотоциклы с колясками

 

На шестой день утром в воскресенье прошел небольшой дождь, который уже не мог ничего изменить в состоянии команд. Никаких перемен не принесла и заключительная часовая гонка. Команда Великобритании в борьбе за «Международный трофей» осталась единственной без штрафных очков. Мотоциклы классов 500 см3 и выше должны были проехать 20 пятикилометровых кругов со средней скоростью 100 км/ч. Заключительные испытания англичане провели отлично. На своих мотоциклах класса 500 см3 и одном «Триумфе 650» они шли тесным строем за своим капитаном Вини, который, ориентируясь на сигналы тренеров, проезжал кольцо на 3 с быстрее, чем основные соперники. Мало кто тогда смог бы поверить, что англичане завоевывают высший трофей в последний раз.

 

Заключительная часовая гонка в борьбе за «Серебряный кубок» была драматична для двух команд, еще не имевших штрафных очков. Команда В Чехословакии на мотоциклах ЧЗ 150 выступала в таком же составе, как и в прошлом году. На первом круге она имела преимущество перед английской командой В, выступавшей на мотоциклах класса 500 см3 «Ариэль», «Ройял Энфилд» и «Матчлесс». Жаль, что С. Климт из команды, борющейся за «Международный трофей», получил одно штрафное очко.

 

Двух- и четырехтактные двигатели

 

На соревнованиях были представлены мотоциклы очень многих фирм, так как специализация в постройке спортивных специальных мотоциклов еще только намечалась. Двигатели с малым рабочим объемом были в основном двухтактными. Образцом целесообразных внешних форм могла служить «Ява». Технически совершенным четырехтактным одноцилиндровым двигателем был, без сомнения, «НСУ Макс». Англичане придерживались хорошо зарекомендовавшей себя конструкции, однако постоянно улучшали отдельные узлы мотоцикла.

Мотоцикл «НСУ Макс 250»
У хорошо отработанного «НСУ Макс 250» распределительный вал расположен на головке цилиндра

 

Рамы в основном были трубчатые, но вскоре в моду вошли штампованные с навесным двигателем. Передняя вилка, за небольшим исключением, выполнялась телескопической. Задняя вилка была маятниковой с телескопическими амортизаторами.

Защита цепи на мотоцикле ДКВ. Телескопический амортизатор допускает ход колеса 85 мм
Защита цепи на мотоцикле ДКВ. Телескопический амортизатор допускает ход колеса 85 мм

 

На некоторых мотоциклах цепи были закрыты, их кожух качался вместе с маятниковой вилкой. Выпускной патрубок был проложен чаще всего поверху, часто мешая гонщику и обжигая ему ногу.