Международные шестидневные соревнования в курортных местностях (1960-1963 гг.)

Поскольку одна страна не имеет права два года подряд организовывать у себя соревнования, место проведения следующих шестидневных соревнований было не ясно. Желающих взять на себя сложную и дорогостоящую организацию не находилось, и ФИМ была рада, когда Австрия согласилась принять у себя гонщиков мира в Бад-Аусзе.

Пестрая мотоциклетная стоянка в Бад-Аусзе на фоне гор
Пестрая мотоциклетная стоянка в Бад-Аусзе на фоне гор

 

Новшеством в правилах ФИМ было введение специальных испытаний. Кроме часовой заключительной гонки в соревнования были включены два шоссейных этапа в гору, две гонки по пересеченной местности и испытания на ускорение и торможение.

 

За выполнение каждого испытания гонщику начислялись очки, которые определяли делением самого быстрого времени в классе на время прохождения дистанции данным гонщиком, умноженным на 60. Целью нового правила, которое после некоторых уточнений существует и до сих пор, было повысить спортивное значение Международных шестидневных мотоциклетных соревнований, снизив влияние на их результат часовой гонки, при которой установленные средние скорости для отдельных классов мотоциклов вызвали много споров.

 

Организация и ход 35-х Международных соревнований не доставили мотоциклистам много радости. Кроме команд, боровшихся за «Международный трофей» уже в прошлом году, в них приняли участие и австрийцы, которые победили, чему, бесспорно, способствовали «родные стены».

 

В этих соревнованиях маршрут был проложен в основном по шоссе при больших перепадах высот, а также по двум участкам, проходящим по историческим местам «Св. Анна» и «Св. Освальд».

 

Результаты соревнований уже определились в значительной степени в первых стартах. Команде Чехословакии принес одно штрафное очко неудачник Поланка, Великобритании — Морам, советской команде — Григорьев, а команде ГДР — Кинке. Одно курьезное штрафное очко получил швед Хогман для своей команды, боровшейся за «Международный трофей» — хотя двигатель не подвел, но при разгоне у его мотоцикла лопнула цепная передача.

 

А вот другие результаты: два послевоенных рекорда установлены на этих соревнованиях: 54 % участников получили золотые медали и лишь 17 % сошли с дистанции; первое успешное выступление 78 мотоциклов класса 50 см3 и мотороллеров; гонщик Нахтманн на БМВ 600 получил максимально возможное число дополнительных очков; наибольшее число дополнительных очков среди команд, боровшихся за «Международный трофей», получила команда ГДР (12 168), а среди команд, боровшихся за «Серебряный кубок», - команда Италии (8280); среди команд, выставивших не менее пяти гонщиков, больше всего сошло с дистанции в команде Великобритании — 34 %.

 

Отклики журналистов

 

«Свет мотору», Чехословакия «Шестидневные соревнования полны ошибок».

 

«Ауто-тоуринг», Австрия: «До нынешних Международных шестидневных соревнований Австрии везло мало. Дважды «Международный трофей» был потерян в последний момент. И в этот раз начала вырисовываться такая же трагедия, но затем победил и в соревнованиях, и в битвах судейской коллегии красно-бело-красный флаг команды Австрии».

 

«Мотоциклисмо», Италия: «Команда Италии не выиграла «Международный трофей». Но при большом числе завоеванных медалей и триумфальной победе в борьбе за «Серебряный кубок» в целом можно уверенно сказать, что Италия является моральным победителем шестидневных соревнований 1960 г.».

 

«Дас Моторрад», ФРГ: «Бад-Аусзе стал поражением, какого история шестидневных соревнований еще не знала».

 

«Мотор», Нидерланды: «В шестидневных соревнованиях выигрывает седьмой день!..»

 

«Мото ревю», Франция: «Шестидневные соревнования закончились без особого энтузиазма; все зависит от судейской коллегии».

 

«Иллюстриртер мотоспорт», ГДР: «Шесть дней боролись гонщики, а шесть ночей — чиновники».

 

«Мотор цикле», Великобритания: «Итак, еще одни Международные шестидневные соревнования сгорели в живом пламени разногласий. Итоги соревнований, закончившихся в Австрии, свидетельствуют, что Австрия выиграла главный приз — «Международный трофей», но... Есть еще очень много «но»!

 

Все для честного поединка

 

Организацию следующих 36-х Международных шестидневных соревнований предложили Великобритании. По решению весеннего конгресса ФИМ в 1961 г. был введен ряд изменений и дополнений в основные положения с целью повышения чисто спортивного значения соревнований и безопасности на маршруте.

 

Число специальных испытаний увеличилось до 11, в том числе: два вида испытаний на ускорение и торможение, два — на ускорение со скользящим финишем, три гонки в гору, три — по пересеченной местности и уже известная часовая гонка.

 

За каждое испытание назначалось максимум 60 дополнительных очков по формуле:

Формула

 

Для ограничения влияния тактики езды наилучшее время в классе определялось как среднее время трех лучших гонщиков. В случае если в определенном классе стартовало два или четыре гонщика, бралось время лучшего гонщика. При одном же гонщике в классе его время могло быть улучшено на 5 % по сравнению с лучшим временем в более высоком классе, но не ниже лучшего времени гонщика в более низком классе.

 

Для повышения безопасности при прохождении мокрых асфальтовых участков было разрешено применять шины с протектором как у дорожных мотоциклов, при этом были точно определены размеры и рисунок протектора (рис. 61): глубина канавок (А=13 мм); ширина продольной канавки (В=9,5 мм); ширина поперечной канавки (С=13 мм); расстояние между выступами на боковинах шины (Д=22 мм); расстояние между выступами боковин шин (Е).

Разрешенная правилами геометрия протектора
Разрешенная правилами геометрия протектора

 

Утреннее время подготовки мотоциклов к старту было сокращено на минуту, невыполнение этого требования штрафовалось вычетом 20 дополнительных очков.

 

Было решено, что участок, который окажется непреодолимым, должен быть аннулирован.

 

Организаторы лучше, чем мотоциклы

 

Организаторы соревнований 1961 г., проходивших в известном Лландриндод-Уэлсе, заслуживают похвалы, особенно за то, что по-английски называется «fair play» — честность. Хозяева соревнований, которых на старт вышло 99 и которые в Уэлсе показали высокую спортивную подготовку, на этот раз, однако, не оправдали ожиданий. Во второй день соревнований команда Великобритании выступала уже без двух гонщиков. Итальянцы потеряли два очка из-за ошибок организаторов, когда Тагли из команды, боровшейся за «Международный трофей», проехал несколько пунктов контроля времени с предельно допустимым временем и еще одно допустимое время использовал для проверки мотоцикла перед заключительной гонкой. Два штрафных очка не изменили положения.

 

Шведская национальная команда получила штрафные очки из-за гонщика Сьёсварда, который не сумел исправить заднее колесо.

Ремонт вряд ли будет быстрым
Ремонт вряд ли будет быстрым

 

Итог соревнований решался в драматическом бою фаворитов команды ФРГ и Чехословакии. Вначале по числу дополнительных очков вперед вышли гонщики ФРГ, однако на четвертом этапе Нахтманн на мотоцикле БМВ пересек черту во время испытаний на ускорение и торможение. Гонщики Чехословакии при гонке по пересеченной местности развили исключительную скорость, и перед шестым днем разница составляла 28 дополнительных очков. В команде Чехословакии был использован новый мотоцикл класса 350 см3 с одноцилиндровым двигателем, который заменил более тяжелый двухцилиндровый двухтактный двигатель с параллельным расположением поршней. Новый мотоцикл, однако, не оправдал надежд, так как предварительно не был достаточно испытан. Руководитель команды ФРГ, боровшейся за «Международный трофей», настроил своих гонщиков на спокойную, без риска езду в заключительной часовой гонке, приведя к победе с преимуществом в два очка по сравнению с командой Италии, ставшей второй.

 

«Серебряный кубок» получила команда В Чехословакии, опередив свою же команду А.

 

С какой тактикой в Гармиш-Партенкирхен?

 

До тех пор пока охранители природы не отвоевали зеленую зону в борьбе с мотоциклами, баварский Гармиш-Партенкирхен был исключительным местом для проведения соревнований эндуро. Достаточное количество хороших в бытовом отношении гостиничных номеров для размещения организаторов соревнований и гонщиков, сосредоточенных в одном месте, большой опыт проведения соревнований и традиции, четкая организация, возможность выбора подходящего маршрута, почти всегда благоприятная погода — все это вместе было большим преимуществом при организации соревнований 1962 г. в Гармиш-Партенкирхене. Новшеством, гарантирующим окончание этапа до наступления темноты, было упразднение послеобеденных перерывов.

 

На хорошо организованной трассе с самой выгодной стороны зарекомендовали себя мотоциклы низших классов, превзойдя тяжелые мотоциклы с четырехтактными двигателями благодаря усовершенствованиям двухтактных двигателей, а также большей проходимости. На старт вышло 17 мотоциклов класса 50 см3, 11 —75 см3, 21 — 100 см3, 13 мотоциклов — до 500 см3 и 5 — 750 см3.

 

Скоростные участки, введенные в соревнования, изменили прежний характер шестидневок, и теперь на первое место выступает правильный выбор тактики с самого первого дня. Что лучше, добиваться большего количества дополнительных очков или щадить мотоцикл? Что выгоднее: минимальное количество штрафных очков или возможно большее количество дополнительных положительных? Что рекомендовать гонщикам, борющимся за главные трофеи? Приготовят ли организаторы какой-нибудь сюрприз в пользу своей команды?

 

Эти проблемы решают технические специалисты и руководители уже при подборе состава своих команд.

 

Послевоенные традиции соревнований, проводимых в Гармиш-Партенкирхене,— победы команд Чехословакии — продолжались и на этот раз. Основная команда выступала в новом составе: Ф. Хёффер и В. Штепан на мотоциклах «Ява 350», Ф. Боушка на «Яве 250» (рис. 63), 3. Поланка и Д. Миарка на ЧЗ 175, а также Б. Роучка на ЧЗ 125. Чехословацкая команда единственная в полном составе закончила соревнования. Все мотоциклы чехословацкой команды имели одноцилиндровые двухтактные двигатели. Надежную очистку воздуха обеспечили бумажные микрофильтры.

Капитан команды Чехословакии, боровшейся за «Международный трофей», инженер Ф. Боушка
Капитан команды Чехословакии, боровшейся за «Международный трофей», инженер Ф. Боушка как ведущий испытатель ВВЗ «Ява» досконально овладел мотоциклетной техникой

 

Гонщикам ФРГ после травмы Нахтманна на мотоцикле БМВ уже не осталось надежд на получение наивысшего трофея. Но зато оправдал себя выбор мотоциклов малого рабочего объема в борьбе за «Серебряный кубок». Четверка гонщиков, в состав которой входили Ротермундт (мотоцикл «Крайдлер 50»), Сенгфельдер («Цюндапп 50»), Клингеншмидт («Виктория 75») и Крамер («Цюндапп 100»), по количеству дополнительных очков была недосягаема.

 

Мотоциклы МЦ наступают

 

Соревнования 1963 г., можно отметить следующими данными. Из всех 280 мотоциклов только 39 имели четырехтактные двигатели. Верными этим двигателям остались гонщики команды Италии, которые на своих заботливо подготовленных мотоциклах «Гуцци» в полном составе достигли финиша с золотыми медалями.

 

К числу мотоциклов малых классов, на которых выступала команда ФРГ, прибавились мотоциклы «Симсон 50» команды ГДР, заменившие тяжелые мотоциклы с четырехтактным двигателем.

Ряд мотоциклов с двигателями малого рабочего объема пополнили мотоциклы «Симсон»
Ряд мотоциклов с двигателями малого рабочего объема пополнили мотоциклы «Симсон»

 

Поддержать марку английской промышленности должны были мотоциклы «Гривс 250» с двухтактными двигателями, которые прославил Д. Бикерс в мотокроссах.

 

Соревнования на трудной трассе при скверной погоде шли в соответствии с планом главного организатора В. Каадена из Чопау.

 

В первый день из-за поломок мотоциклов распались команды Великобритании и ФРГ, боровшиеся за «Международный трофей», а после повреждений также и команда Швеции. По числу дополнительных очков вышла вперед команда ГДР.

 

На втором этапе, главным образом за счет эффективности двигателей, гонщики на мотоциклах МЦ получили преимущество перед командами Чехословакии и Италии.

 

На третьем этапе благодаря энергичной езде по пересеченной местности еще более упрочила свое преимущество команда ГДР, опережающая команду Чехословакии, итальянцы отстали еще более.

 

Четвертый день ознаменовался дождем, трудной трассой, усталостью гонщиков и мотоциклов после предыдущих этапов. Все команды, боровшиеся за «Серебряный кубок», получили штрафные очки, поэтому руководители команд Чехословакии и ГДР стали настраивать свои команды одинаково: отдать все силы на завоевание «Международного трофея». Некоторым гонщикам было приказано притормозить, чтобы не отнимать у более перспективных гонщиков дополнительные очки. Гонщики Чехословакии легче проходили участки пересеченной местности, мотоциклисты ГДР на МЦ — шоссейные участки, но разница очков у этих команд сократилась до 13. Итальянцы отстали на 114 дополнительных очков.

 

Пятый день, пятница, была черной для команды Чехословакии. Не только испытания на ускорение, но также на ускорение и торможение даются лучше мотоциклам МЦ. Не повезло Хёфферу, который при неосторожном обгоне упал, повредил мотоцикл и в результате «привез» своей команде, боровшейся за «Международный трофей», два штрафных очка.

 

Шестой день соревнований не был легким, но гонщики ГДР без каких-либо приключений завоевали главный приз — «Международный трофей». Итальянцы победили в борьбе за «Серебряный кубок», хотя Горини в последний день ехал без шести спиц, вырванных с куском обода.