Явы включаются в борьбу (1935 1939 гг.)

Новым на 17-х Международных шестидневных мотоциклетных соревнованиях в Оберстдорфе были скоростные состязания на шоссейных и горных дорогах. За снижение средней установленной скорости назначались штрафные очки.

 

Среди 266 мотоциклов, участвовавших в этих соревнованиях, 217 (82%) были оборудованы четырехтактными двигателями, газораспределение с нижними клапанами имели 12 (6%) мотоциклов. Одноцилиндровые двигатели стояли на 215 (81 %) мотоциклах, двухцилиндровые — на 43 (16 % ) , остальные 8 (3 %) мотоциклов были оборудованы четырехцилиндровыми вигателями. Моноблочное исполнение коробки передач имели 110 (41 %) мотоциклов, на остальных она была выполнена отдельно. Ножное управление имели 146 (55 %) мотоциклов, ножное и ручное — 30 (11 % ), остальные 90 (34 %) - только ручное. И, наконец, 226 (85 %) мотоциклов имели цепную главную передачу, остальные 40—карданным валом.

 

Проблемы из-за колес

 

Как видно из приведенного выше описания конструктивных особенностей лучших мотоциклов 30-х годов, технические решения были довольно разнообразны. Но всех их объединяла ненадежность шин. Прокол шины означал в большинстве случаев конец всем надеждам на победу для гонщика и его команды. Конструкторы шли на различные ухищрения для облегчения снятия колеса. Гонщики возили с собой ощные насосы или баллоны со сжатым воздухом, а также самые различные запасные части.

А. Витвар был замечателбным гонщиком, участником шестидневных соревнований и шоссейных гонок
Длинноходный одноцилиндровый двигатель МАГ с рабочим объемом 500 см3
Мотоцикл БСА вполне соответствовал требованиям гонщиков
Мотоцикл БСА вполне соответствовал требованиям гонщиков

 

Пестрота царила и в облачении гонщиков. Чемпион Великобритании был обут, например, в легкие полуботинки, а на голове имел кепи с козырьком назад. Гонщики фирмы БМВ были одеты в белые комбинезоны с капюшонами. Нидерландские спортсмены уже имели защитные шлемы.

 

Пробег скоростного участка трассы

 

Разделение шестидневного маршрута на короткие отрезки, жесткие временные условия, горные дороги и, в особенности, скоростные участки создали драматическую ситуацию в соревнованиях.

 

В первый день в маршрут был включен сложный участок на горе Кессельберг, но на следующий день был запланирован еще более коварный участок на новой автостраде у Мнихова. Из пяти команд, боровшихся за «Международный трофеей», после второго дня без штрафных очков шли лишь чехословацкие и немецкие гонщики.

 

Третий этап был наиболее сложным. и три штрафных очка получил член чехословацкой команды Витвар на мотоцикле «Ява» за опозлание вследствие замены колеса.

А. Витвар был замечателбным гонщиком, участником шестидневных соревнований и шоссейных гонок
А. Витвар был замечателбным гонщиком, участником шестидневных соревнований и шоссейных гонок, который сумел сохранить хорошую спортивную форму в течение ЗО-50-х гг.

 

Немецких гонщиков, боровшихся за «Международный трофеей», также постигла неулача. Краус с колясочником Мюллером сорвились на горном вираже. Мюллер получил сотрясение мозга. Краусу, отделавшемуся разбитым коленом, улалось сделать невероятное: он поставил мотоцикл на колеса, положил Мюллера в коляску и , не превысив допустимого времени, добрался до пункта контроля времени.

 

На вечернем обсуждении судейская коллегия в соответствии с правилами шестидневных соревнований не уловлетворнла просьбу немецкой команды заменить Мюллера. Однако заботливое лечение Мюллера и Крауса в течение очи дало возможность им утром в четверг опять быть на старте и успешно закончить соревнования.

 

Чехословацкий гонщик Ф. Бранд на мотоцикле с коляской вынужден был заменить колесо и в результате получил штрафное очко за опоздание на горном скоростном участке на своем тяжелом мотоцикле. Таким образом, команда Чехословакии получила 7 штрафных очков, что очень усложнило ее положение.

 

Кульминационным моментом четвертого этапа стал каменистый подъем на Керитас-Фельдберг, когда у нескольких мотоциклов треснули даже рамы и гонщики вынуждены были сойти с дистанции.

 

Последние два этапа принесли очередные потрясения. Опять чехословацкого гонщика Дусила из команды, боровшейся за «Международный трофеей», подвела шина. В результате получено 14 штрафных очков и еще одно - за тихоходность мотоцикла с коляской.

 

Чехословацкая команда выходит в лидеры, но...

 

В завершение последнего этапа недалеко от Фюсена произошла авария у Стельцера из немецкой команды, боровшейся за «Международный трофей». У его мотоцикла была повреждена передняя вилка. Гонщик не сдался и после длительного ремонта с помощью инструментов и запасных деталей из своего почти 30-килограммового рюкзака продолжал путь, но прибыл на контрольный пункт с большим опозданием. Таким образом, немецкая команда перед последней часовой гонкой имела 25 штрафных очков, на три больше, чем команда Чехословакии. В часовой гонке гонщики обеих команд выдержали предписанную скорость. Однако на мотоцикле Витвара треснул топливный бак, вследствие этог команда Чехословакии получила 44 штрафных очка и ей пришлось расстаться с надеждой на первое место.

 

«Международный трофей» 1935 г. завоевала команда Германии с 25 штрафными очками, второе место заняла команда Чехословакии (66 очков), третье — Великобритании (401), четвертое — Италии (402) и пятое — Франции (565). «Серебряный кубок» увезла с собой команда А Германии, прошедшая маршрут без штрафных очков. Второй стала команда А Чехословакии с 61, третьей — команда А Италии с 204 штрафными очками.

 

Фройденштадт и Гармиш-Партенкирхен

 

Восемнадцатые Международные шестидневные мотоциклетные соревнования проходили в Германии. Старт был назначен в городе Фройденштадте, расположенном в горах Шварцвальда.

 

Трасса имела очень много узких поворотов и завершалась альпийским участком длиной 400 км в окрестностях Гармиш-Партенкирхена.

 

Было сохранено, как в предыдущем году, деление маршрута пунктами контроля времени на короткие этапы. В маршрут также были включены скоростные участки. Новинкой было определение предписанной скорости на этих участках в соответствии со скоростью пяти самых быстрых гонщиков в каждом классе. Участники, прошедшие участок со скоростью, которая на 15 % ниже скорости пяти лучших гонщиков, наказывались штрафными очками.

 

Всего в соревнованиях участвовало 246 мотоциклистов из 12 стран. Из них 5 команд боролись за «Международный трофей» и 11 за «Серебряный кубок». Существенно возрос интерес к соревнованиям эндуро со стороны изготовителей мотоциклов и журналистов. На каждом этапе шестидневных гонок более 100 репортеров и фотографов внимательно следили за их ходом.

 

Наиболее эффектными оказались мотоциклы с четырехтактными одноцилиндровыми двигателями классов 350 и 500 см3. Однако постепенно все больший авторитет завоевывали мотоциклы меньших классов. А ахиллесовой пятой для каждой команды были мотоциклы с колясками.

Член команды Германии Стельцер на мотоцикле БМВ 500 Член английской команды Вэйкотт на мотоцикле «Велосетт 500»
Член английской команды Вэйкотт на мотоцикле «Велосетт 500» (внизу) и член команды Германии Стельцер на мотоцикле БМВ 500 (вверху) выступали в борьбе за «Международный трофей» в 1936 г.

 

Какие технические новинки появились на этих соревнованиях? Мелких улучшений было много, но основным усовершенствованием было применение задней подвески. Еще раньше такая подвеска стала использоваться на шоссейно-гоночных мотоциклах и наиболее совершенных дорожных. Интересно отметить, что эти первые конструкции задней подвески были аналогичны современной системе «Ямаха-Кантилевер». Однако внедрение этой подвески вызвало новую проблему, связанную с изменением натяжения цепи при качаниях заднего колеса. Удачное решение этой проблемы продемонстрировала фирма БМВ на своих мотоциклах с двухцилиндровым двигателем и приводом карданным валом. На этих мотоциклах устанавливалась и телескопическая передняя вилка.

Современным элементом на мотоцикле БМВ была передняя телескопическая вилка
Современным элементом на мотоцикле БМВ была передняя телескопическая вилка

 

Побеждает английское спокойствие

 

Уже первый этап протяженностью 350 км, который начался нетрадиционно в среду 17 сентября под проливным дождем, проверил готовность к состязанию мотоциклов и гонщиков. На этом этапе в первенстве за «Международный трофей» только команды Великобритании и Германии не получили штрафных очков. Слабым местом команды Чехословакии опять был мотоцикл с коляской, однако и гонщикам-одиночникам в этих соревнованиях не везло.

 

Второй и третий этапы не принесли ничего нового, лишь дождь сменился жарой, а Шварцвальд — Альпами. Четвертый этап длиной 467 км включал в себя и скоростные состязания на участке Мнихово-Райхенталь, который гонщикам показался туристской прогулкой (рис. 24).

Пункт контроля времени в Райхентале на соревнованиях 1936 г.
Пункт контроля времени в Райхентале на соревнованиях 1936 г. Контроль проходят Хоффман (173) на мотоцикле «Виктория 350», Хенне (176) на БМВ 500 и Воет (177) на мотоцикле «Велосетт 350»

 

Пятый день стал роковым для немецкой команды, боровшейся за «Международный трофей». Потерпел аварию Хенне; за задержку, связанную с ремонтом, он получил два штрафных очка. В начале последнего этапа Хенне вынужден был сменить поршень в двигателе. Ремонт потребовал около получаса, и на счету его команды оказалось 19 штрафных очков.

 

Заключительная часовая гонка в Фюссене уже не могла изменить сложившуюся ситуацию. Спокойная английская команда в составе Бриттейна (мотоцикл «Нортон 350»), Роули (AJS 350) и Вэйкотта с колясочником Белстоном («Велосетт 500») выдержала установленную среднюю скорость 80 км/ч и завоевала «Международный трофей», а с ним и право проведения следующих шестидневных соревнований в Англии.

 

За «Серебряный кубок» в часовом скоростном заезде боролись четыре команды, прошедшие дистанцию без штрафных очков: Великобритании (команды А и В), Нидерландов и Австрии. Победили англичане, выступавшие на мотоциклах «Рудж 500».

 

Интересно, что четыре заводские команды получили четыре золотые медали ФИКМ, но в их числе не было представителей таких известных мотоциклетных фирм, как «Рудж» и «Триумф». Медалистами стали мотоциклы фирм ДКВ (двухтактный двигатель класса 175 см3) и «Пух» (двухтактный, класс 250 см3).

 

Блуждания в Уэлсе

 

После шестидневных соревнований в Фройденштадте, когда много сил было отдано пунктуальному соблюдению правил, следующие состязания, проходившие в Лландриндод-Уэлсе, были образцом любительства и импровизации. При техническом осмотре мотоциклов и на пунктах контроля времени была заметна недостаточная организованность, а нарушения в маркировке трассы снизили спортивную ценность всего мероприятия. Маркировка некоторых участков была одинаковой или похожей, что запутывало гонщиков, и таких ошибок было достаточно. К традиционному английскому дождю добавился еще туман. При этом маркировка трассы уже не была видна совсем.

Команда Великобритании перед технической комиссией в Ллаидриндод-Уэлсе в 1937 г.
Команда Великобритании перед технической комиссией в Ллаидриндод-Уэлсе в 1937 г.

 

Пункты контроля времени размещались на большем расстоянии, чем было прежде принято, — через 25 мин хода, а скоростные соревнования вообще не были включены.

 

На старт вышло 213 гонщиков, но за «Мировой трофей» выступали лишь три команды. Надежды команды Чехословакии упали до нуля после того, как ее капитан Витвар просто заблудился.

 

Спор решился в завершающей часовой гонке, в которой с 10-секундным отрывом англичане завоевали «Международный трофей». В борьбе за «Серебряный кубок» первыми были гонщики Нидерландов.

Часовая гонка шестидневных соревнований 1937 г.
В завершающей часовой гонке шестидневных соревнований 1937 г. гонщики на мотоциклах-одиночках и на мотоциклах с колясками выступали вместе
Заслуженная победа команды Великобритании, боровшейся за «Международный трофей» в 1937 г.
Заслуженная победа команды Великобритании, боровшейся за «Международный трофей» в 1937 г. (слева направо: Роули, Брнттейн, Вейкотт), определила место проведения следующих соревнований снова в Великобритании

 

И, наконец, два любопытных факта. В соревнованиях принял участие англичанин Г. Р. Тэйлор, потерявший ногу во второй мировой войне, которого называли «отцом мотокросса Великобритании». Он управлял мотоциклом с коляской «Ариэль 500» с помощью костыля в течение всех шести дней соревнований, но в последнем скоростном заезде потерпел аварию и сломал себе руку. И так, с одной рукой и с одной ногой, закончил все же шестидневные испытания.

 

К концу 30-х годов стали претендовать на участие в соревнованиях и мотоциклы класса 100 см3. Тогда они причислялись еще к категории моторизованных велосипедов. Из семи стартовавших мотоциклов марки «ДКВ 98» до финиша дошли три, их водители получили золотые медали. Гонщики, выступавшие на таких мотоциклах, были награждены также одной серебряной и тремя бронзовыми медалями.

 

Неожиданный успех имели чехословацкие популярные мотоциклы «Ява-Робот». Это был скорее мопед, рабочий объем его двигателя составлял 100 см3. Кроме того, была возможность движения с помощью педалей. Вращением педалей можно было запустить двигатель. Такая машина по сравнению с мотоциклами имела определенные преимущества. К тому же ее вождение не требовало водительских прав.

 

И именно на «Яве-Роботе» Я. Беднарж стал абсолютным чемпионом в мотоциклетных соревнованиях «Мала догода», которые проходили 12—19 августа 1937 г. на трассе Прага — Кошице — Цлуй — Бухарест — Белград.

 

Фиаско мотоциклов с колясками

 

Международным шестидневным соревнованиям 1938 г. предшествовал конгресс ФИКМ, проходивший в Праге. В нем участвовало 14 стран. Соревнования, вновь проходившие в Лландриндод-Уэлсе, были организованы значительно лучше, но в то же время были сложнее, чем предыдущие. Наибольшим препятствием для тяжелых мотоциклов стали труднопреодолимые броды.

 

Новшеством в правилах соревнований было увеличение числа команд, участвующих в борьбе за «Международный трофей» на мотоциклах-одиночках.

 

Из 172 гонщиков, выступавших на мотоциклах-одиночках, 31 получили золотые медали, выбыли из соревнований 93 гонщика. В соревнованиях на мотоциклах с коляской участвовало 37 гонщиков, один из них получил золотую медаль, 34 преждевременно вышли из борьбы. Таким образом, всего участвовало в соревнованиях 1938 г. 209 гонщиков, 32 из них награждены золотыми медалями, 127 гонщиков сошли с трассы.

 

В борьбе за «Международный трофей» места распределились следующим образом: Великобритания (9 штрафных очков), Чехословакия (519), Германия (1403). В борьбе за «Серебряный кубок» участвовало 27 заводских команд. Победила команда А Германии, не получив ни одного штрафного очка. Большая золотая медаль не была присуждена никому.

 

Дороги, размытые дождем и перегороженные мотоциклами с колясками, глубокие броды почти по всей трассе, значительные опоздания к пунктам контроля времени — вот что характеризовало эти соревнования и было причиной многих заседаний международной судейской коллегии.

Мотоциклы с колясками требуют простора
Мотоциклы с колясками требуют простора

 

Неудачей закончилась идея немецких руководителей составить команду В, боровшуюся за «Серебряный кубок», из одних мотоциклов с колясками. Ни один из них не закончил соревнования.

 

В необычайно сложных условиях прошли весь маршрут гонщики Витвар и Станислав из чехословацкой команды, не получив ни одного штрафного очка. В результате, даже при выбывшем гонщике на мотоцикле с коляской, команда Чехословакии в борьбе за «Международный трофей» заняла второе место. Чехословацкие гонщики с 15 штрафными очками завоевали лишь пятое место в соревнованиях за «Серебряный кубок».

 

Какие можно сделать выводы? Маршрут по всей длине был достаточно широким, но организаторам следовало бы учесть дождь. Мотоциклы с колясками выбирались на предприятиях прежде всего с учетом следующего требования — минимальная масса при максимальной надежности. Но напрашивался и другой вывод — об исключении этой категории мотоциклов из соревнований и привлечении вместо нее простых и легких мотоциклов средних классов, широко выпускаемых промышленностью.

 

Отмена соревнований

 

Конгресс ФИКМ решил, что ни одна страна не может принимать у себя Международные шестидневные мотоциклетные соревнования более двух раз подряд. Поэтому 21-е ежегодные соревнования не могли снова пройти в Великобритании.

 

Организацию их взяла на себя Германия, и вот в Зальцбурге 21 августа 1939 г. стартовали 267 гонщиков. Этапы соревнований были не слишком сложными, зато очень длинными. Первый этап составлял 477 км, третий, проходивший через заповедник Гросглокнер,— 450 км.

 

Приближение войны отразилось и на соревнованиях. Команда Нидерландов отказалась от участия. На обращение английского посла в Берлине прекратить соревнования откликнулись все 60 английских гонщиков и возвратились домой.

 

Стартовый флажок оставался недвижимым 8 лет. После войны конгресс ФИКМ аннулировал результаты последних шестидневных соревнований.

 

Таким образом, участие Чехословакии в Международных шестидневных мотоциклетных соревнованиях в предвоенные годы можно считать успешным. Из 56 гонщиков Чехословакии 16 получили золотые медали, 5 — серебряные и 7 — бронзовые.

 

На рисунках ниже представлены некоторые из технических новинок, использованных на соревнованиях до второй мировой войны.

Двигатель мотоцикла ДКВ был оборудован системой наддува
Двигатель мотоцикла ДКВ был оборудован системой наддува
Схема выпускавшегося перед войной двигателя ДКВ с наддувом
Схема выпускавшегося перед войной двигателя ДКВ с наддувом. Слева — впуск осуществляется управляемой мембраной, справа — золотником
Двухпоршневой двигатель «Пух» с вильчатым шатуном
Двухпоршневой двигатель «Пух» с вильчатым шатуном