Явы побеждают (1970-1974 гг.)

Мотоциклы любого производства

 

Осенний конгресс ФИМ 1969 г. в Любляне по требованию представителей стран, не выпускающих мотоциклы, внес значительные изменения в правила Международных шестидневных мотоциклетных соревнований.

 

В соответствии с ними национальные команды для соревнований теперь уже не за «Международный», а за «Мировой трофей» должны как и раньше состоять из шести гонщиков, направляемых от каждой страны. Их мотоциклы отныне могут быть любой марки и производства любой страны. Национальная команда-победитель становится чемпионом мира. В команде, однако, должны быть мотоциклы не менее двух классов.

 

Еще одной новинкой стало исключение из программы соревнований небезопасных шоссейных гонок с подъемом. Вместо них в первые пять дней в маршрут включаются участки пересеченной местности длиной 5—10 км. Испытания на ускорение на участке 200 м были сохранены, при этом должны проводиться контрольные измерения уровня шума.

 

Число участников соревнований снижалось до 300, а выбор места их проведения ФИМ оставила за собой, аннулировав право на это победителя.

 

Безоговорочная победа

 

Новые правила позволяли принимать участие в соревнованиях 12 национальным командам. Кроме традиционных стран-участниц в очередных соревнованиях за «Мировой трофей» выступали команды США, Канады, Финляндии и Нидерландов. Фаворитом оставалась команда ФРГ. Австрийцы в Испании не выступали, поэтому гонщики ФРГ получили шанс на победу в классе до 50 см3. В классе 75 см3 среди главных претендентов на успешное выступление были их мотоциклы «Симеон», а в двух следующих более высоких классах гонщики ФРГ не имели себе равных. В классе 175 см3 надежды на успех возлагали на Е. Шмидера, который перешел с мотоцикла «Ява» на «Цюндапп». В высших классах конкурировали «Явы» и МЦ.

 

На окончательное распределение мест могли еще повлиять шведы. Англичане сосредоточили свои силы на мотоциклах класса выше 500 см3, но здесь им мог помешать Шек на мотоцикле БМВ.

 

В целом хорошо организованные соревнования начались с плохой погоды на первом этапе. Высокая средняя скорость, тучи пыли и многочисленные камни — так все это выглядело. Гонщики Чехословакии преподнесли конкурентам неприятный сюрприз — в дополнительных состязаниях выложились полностью, не используя никаких особых тактических приемов. На втором этапе камни и пыль остались, но езда стала до некоторой степени спокойнее с учетом назначенного времени В.

 

Маршрут третьего дня был проложен в обратном направлении. Горы Испании теперь показали свой характер. Быстро похолодало, пошел град и снег. На гонщиках были слишком легкие для зимы комбинезоны, и на одном из пунктов контроля времени их встретил огромный костер, который организовали группы обслуживания различных команд, чтобы хотя бы на короткое время обогреть гонщиков.

 

В ходе соревнований начала проясняться расстановка команд. Наименее благоприятной она была для команды ГДР, в системе зажигания одного из мотоциклов которой произошла поломка. Ф. Вилламовски сказал: «Я разочарован, целых шесть лет мы держали первенство. Перелом должен был произойти. Мы его предполагали. Но так резко? Мы сотрудничаем с предприятиями, изготовляющими мотоциклы, системы зажигания прошли многократные испытания, это современные системы, и вдруг такой срыв...»

 

Шведам и итальянцам не хватило мощности. Даже их мотоциклы, получившие высокую оценку, принесли штрафные очки за превышение уровня шума.

 

До заключительных шоссейных испытаний свои ведущие позиции сохраняли два равноценных соперника: команда ФРГ, которая господствовала в классах от 50 до 125 см3, и национальная команда Чехословакии, которая шла впереди в классах 250, 350 и 500 см3. Руководители этих команд Вайсе и Крживка мастерски владели тактикой завоевания минимального количества дополнительных очков. Полем окончательного решения спора стали мотоциклы класса 175 см3. Здесь Шмидер победил достойного соперника, молодого П. Чемуса, выступавшего на «Яве 175».

 

Вершиной этих шестидневных соревнований были заключительные гонки по шоссейной кольцевой трассе длиной 3,5 км, где все решали математика с тактикой. Четверке гонщиков, среди которых были и члены национальной команды ФРГ, удалось снизить результат команды Чехословакии на целых три очка. Затем борьба развернулась между Шмидером и Чемусом. Первый выиграл, но с очень малым отрывом от Чемуса.

 

Все решилось в последнем заезде, где стартовало пять членов чехословацкой команды. «Темной лошадкой», которая могла помочь команде ФРГ, был быстрый шведский гонщик Ханссон на мотоцикле «Хускварна». Однако этого не произошло, и таким образом команда ЧССР заслуженно завоевала оба главных приза.

 

В борьбе за «Мировой трофей» в команде выступали Чемус на «Яве 175», Мразек на «Яве 250», Чешпива на «Яве 250», Машита на «Яве 350», Бржиза и Фойтик на «Яве 500». За «Серебряный кубок» боролись Ясански, Вытлачил, Рабас и Цисарж — все на «Явах 350».

Двигатель «Ява 350» в разрезе
Двигатель «Ява 350» в разрезе
Чемпионы мира 1970 г. Слева направо: Бржиза, Фойтик, Чешпива, Машита, Мразек и Чемус
Чемпионы мира 1970 г. Слева направо: Бржиза, Фойтик, Чешпива, Машита, Мразек и Чемус

 

Соревнования за «Мировой трофей» команда ЧССР закончила с 3,5 дополнительными штрафными очками, второй была команда ФРГ с 50,6, третьей — команда Швеции с 899,9 очками.

 

В борьбе за «Серебряный кубок» команда А из ЧССР получила 198,9, команда А из ГДР — 329.4 и команда В из ЧССР — 479.5 дополнительных очков.

 

Наступление гонщиков ГДР

 

Холодный душ в Испании подействовал освежающе на гонщиков ГДР и способствовал улучшению их подготовки. На первом чемпионате Европы, проходившем в Эшвеге (ФРГ), гонщики из ГДР победили своих соперников из ЧССР, выступавших на «Явах», за исключением Машиты, а в двух наиболее низких классах мотоциклы «Симеон» победили «Цюндапп». Второй этап, проведенный в г. Чопау, колыбели мотоциклов МЦ, стал повторением первого успеха ГДР у себя дома. Из-за повреждений в коробке передач отступил даже Машита.

 

Неудача команды ЧССР перед чемпионатом Европы пробудила в ней силы для нанесения ответного удара. Гонщики увеличили время тренировок, «Ява» совершенствовалась. Кроме того, организаторы следующего чемпионата, который должен был пройти в Чехословакии, хотели — в рамках честного соперничества — использовать преимущества домашней обстановки для своих гонщиков.

 

Составителем маршрута был опытный спортивный гонщик, в то время тренер и руководитель команды О. Часак, заявивший: «Кто не сумеет справиться с мотокроссом, не может на что-либо надеяться в Гаррахове. В маршрут я включил несколько болотистых участков, на которых полколеса уйдет в болото. Гонщиков ждут резкие подъемы на лесных дорогах и неожиданные спуски в торфяники. Пусть каждый покажет, на что он способен. А на острове Мэн торфяников будет еще больше».

 

В трудных условиях соревнований при неблагоприятной погоде сошли с дистанции 98 гонщиков из 182 стартовавших. Гонщики Чехословакии показали себя значительно лучше и завоевали оба приза: Мразек на мотоцикле «Ява 250» и Машита на «Яве 350».

 

Солнечный сюрприз острова Мэн

 

Планы ведущих национальных команд были такие же, как в прошлом году. Гонщики ЧССР и ГДР выступали на мотоциклах классов 250 см3 и выше. ФРГ выставила команду на мотоциклах «Цюндапп» — по одному гонщику в классах 50, 75, 125 и 175 см3 и двух в классе 100 см3.

 

На острове Мэн, однако, участники ждали ответов на два главных вопроса: будут ли какие-либо неожиданности в тактике, а также — какая будет погода? На первый вопрос ответ был получен сразу же после первого этапа, когда после схода с маршрута Вилкинсона команда Великобритании распалась.

 

Погода же творила, что хотела. Остров был залит не дождем, а солнцем. На смену физическому изнурению 1965 г. пришло постоянное ожидание перемен. Согласно официальной сводке должен был пойти дождь, на это и ориентировались при определении времени проведения гонок.

 

В отличие от Испании на этот раз с первого дня соревнований повели гонщики ФРГ. Проходил этап за этапом, а ситуация оставалась неизменной. В пятницу утром ее нарушил Брандл из национальной команды ФРГ. Он закончил ремонт сцепления после предыдущего этапа с опозданием на 12 мин, однако к пункту контроля времени сумел потерю наверстать.

 

После шестого этапа к завершающим скоростным испытаниям были допущены три национальные команды, не имеющие штрафных очков: ФРГ, ГДР и ЧССР. Было ясно, что победит та команда, в которой будет больше победителей в отдельных классах, а остальные гонщики будут незначительно отставать от них.

 

Главный конструктор «Явы» Ян Крживка разработал следующий план победы команды Чехословакии: «В классе 250 см3 Чемус должен идти вплотную перед Мразеком, в классе 350 см3 Машита на 300—400 м будет опережать Бржизу, а в классе 500 см3 Фойтик Чешпиву, но, главное, он должен победить Вилламовского. Победг требует жертв. Выравнивание очков национальной команды ЧССР осуществит команда В, борющаяся за «Серебряный кубок», а команда А на «Явах 175» с первого дня уверенно придет к победе. Мне жаль Ворличка, Валека, Йозифа и Едлички, но я должен сделать все для победы национальной команды ЧССР!»

 

Г. Вейс также составил план для команды ФРГ: «Подчинить все победе гонщиков национальной команды в пяти низших классах, довести до победы второго гонщика в классе 100 см3, и тогда победа обеспечена. Однако мотоциклы «Цюндапп» к заключительным испытаниям «устают». Крживка конечно думает так: «Машита не повернет, Бржиза пойдет вплотную перед ним. Всегда лучше иметь перед последними испытаниями своего гонщика. Надо постараться...»

 

Опасения Вейса оправдались. Беранеку и Виттхефту пришлось немало повозиться с мотоциклами, поэтому они не смогли пройти маршрут в полную силу, и даже Брандл не оправдал ожидаемых надежд.

 

Гонщики ЧССР также не полностью реализовали намеченный план. Бржиза вынужден был остановиться и освободить заклинивший рычаг стартера, а Чешпива — исправить колесо.

 

В конце концов создалась курьезная ситуация — места среди национальных команд, не имеющих штрафных очков, не могли быть определены в первой гонке. Во второй гонке Шнейдевинд, член команды ГДР, боровшейся за «Серебряный кубок», на мотоцикле «Симеон» класса 75 см3 развил большую скорость, чем Брандл, и стал лидером в своем классе. В третьей гонке первым был австрийский гонщик Дитрих на мотоцикле «Пух» класса 125 см3.

 

«Мировой трофей» завоевала команда Чехословакии в составе Чемуса, Мразека, Чешпивы, Машиты, Фойтика и Бржизы, пришедшая к финишу с 99,4 дополнительными штрафными очками. Второй была команда ФРГ с 108,5 и третьей — команда ГДР с 339,8 очками.

 

С «Серебряным кубком» уехала чехословацкая команда В, получившая 264,2 очка, за ней пришли команды А ЧССР и ФРГ с 292,0 и 333,7 очками соответственно. Ни одна из этих шести команд не имела штрафных очков.

 

Последний раз в Крконошах

 

Чемпионат Европы 1972 г. не принес ничего нового. Число участников было относительно мало — на открытии чемпионата в Испании, например, было только 60 гонщиков. Победили гонщики на мотоциклах «Цюндапп» во всех классах до 175 и «Явах» класса 250 см3. Наиболее запомнилась в этих соревнованиях снеговая буря, оставившая 30-сантиметровый слой снега. Это произошло в Гьюдараме — горном районе Испании.

 

Намного интереснее прошли 47-е Международные мотоциклетные соревнования в Шпиндлеровом Млине. ФИМ внесла некоторые изменения в правила. В командах, борющихся за «Серебряный кубок», опять должны быть мотоциклы не менее двух классов. Уровень шума стал измеряться не только при ускорении, но и при техническом контроле. Нашел применение статический метод измерения.

 

Но главные изменения касались подсчета очков. Команде стали начисляться очки за каждого гонщика после каждого этапа, а ведущий гонщик, по которому ведется подсчет очков остальных, выявляться по окончании соревнований.

 

Прекрасно организованные 47-е соревнования были рекордными. На старт вышло небывало большое число участников — 379 из 18 стран. За «Мировой трофей» боролись 13 команд. В борьбе за «Серебряный кубок» стартовало 26 команд.

 

Первый этап, казалось бы, свидетельствовал, что события разворачиваются по традиционному сценарию и основными соперниками в борьбе за «Мировой трофей» будут ЧССР и ФРГ. Вот результаты первого дня соревнований: первое место ФРГ с 18,6, второе — ЧССР с 29,4 и третье — ГДР с 179,0 дополнительными очками. Количество штрафных очков у всех трех команд равно нулю.

 

Трасса в Крконошах, размытая многодневными ливнями, создавала для гонщиков и мотоциклов большую нагрузку.

Трасса Международных шестидневных соревнований в Крконошах характеризовалась трудными спусками и каменистыми дорогами
Трасса Международных шестидневных соревнований в Крконошах характеризовалась трудными спусками и каменистыми дорогами

 

Изменения произошли на втором этапе. Бринкманн на мотоцикле «Цюндапп 50» опоздал на 7 мин, за что был оштрафован на 4 очка. Дальнейшую борьбу за высший трофей команда ЧССР вела с командами ГДР, СССР, Италии и США.

 

Современную тактику использовала команда ГДР. Определял ее трехкратный чемпион мира в мотокроссе Фридрихс, выступавший на мотоцикле класса 500 см3 в команде, боровшейся за «Серебряный кубок». Его главной задачей было отнимать очки у чехословацкой команды, борющейся за «Мировой трофей». В конце концов гонщик из ГДР завершил гонку непосредственно за чехословацким гонщиком с разницей в очках, равной 800. Победила команда Чехословакии, которую составили Чемус, Мразек, Чешпива, Цисарж, Фойтик и Бржиза. Триумфом команды ЧССР были и два первых места в борьбе за «Серебряный кубок».

 

Завершение соревнований за «Мировой трофей» без штрафных очков было высоким достижением молодых советских гонщиков, выступавших на мотоциклах «Ява». Американцы в последний день получили 47 штрафных очков.

 

Всех удивили итальянцы. Не только тем, что закончили соревнования за «Мировой трофей» без штрафных очков, завоевав третье место, но и тем, что из-за незаинтересованности итальянских мотоциклостроителей в шестидневных мотоциклетных соревнованиях заменили свои мотоциклы с четырехтактными двигателями на КТМ с двухтактными двигателями.

 

Преимущество класса 125 см3

 

Как известно, на мотоциклах для шестидневных соревнований преобладают двухтактные одноцилиндровые двигатели. В доказательство приведем два примера: из 379 стартовавших лишь на 26 (6,1 %) мотоциклах стояли четырехтактные, а на 11 (2,9 %) — двухцилиндровые двигатели.

 

Технических новинок было мало. Двухтактные двигатели на мотоциклах для шестидневных соревнований имели простейшее оборудование с газораспределением поршнем, со смазкой смесью топлива и масла. Охлаждение во всех случаях воздушное. Новым в то время было веерообразное оребрение головки цилиндра. Двигатели «Сахс» отличались весьма перспективным элементом: на них было установлено бесконтактное зажигание при высоком напряжении, разработанное испанской фирмой «Мотоплат».

 

Почти все коробки передач были двухвальными с пятью или шестью ступенями. Трансмиссии отличались в основном сцеплением — сухим или мокрым, а также наличием или отсутствием кожуха на вторичной цепной передаче.

 

Наибольшие сложности конструкторам и испытателям доставило измерение уровня шума. Выпускные патрубки имеют относительно большой внутренний объем, их поверхность часто приходится изолировать против излучения шума. Резонировать могут и длинные охлаждающие ребра цилиндра и его головки.

 

Образцом коробки передач для мотоциклов эндуро являются коробки кроссовых мотоциклов. Таким же образом осуществляется амортизация обоих колес. Определяется диаметр колес: переднего 21", заднего 18". Улучшению качества колес способствуют также разработчики шин и покрышек новых типов.

Старая и новая шины «Барум»
Старая и новая шины «Барум». Новая отличается большим объемом камеры, более широкой беговой дорожкой, а также лучшей защитой обода колеса от повреждений

 

Часто гонщик вынужден был мириться с тем, что при монтаже заднего колеса ему необходимо было снимать цепь, что являлось большим недостатком для спортивного мотоцикла, особенно в условиях шестидневных соревнований. Другим недостатком является сокращение числа оборудования и запасных частей для облегчения мотоцикла.

 

Мотоцикл «Джилера» выручил Гритти

 

Чемпионат Европы 1973 г. проводился вблизи Барселоны и не принес ничего нового. Среди низших классов господствовали мотоциклы «Цюндапп»; в классах 250 см3 и выше — «Ява». Абсолютным чемпионом стал, безусловно, К. Машита.

Мотоцикл «Цюндапп» отличается хорошим охлаждением головки цилиндра двигателя
Мотоцикл «Цюндапп» отличается хорошим охлаждением головки цилиндра двигателя

 

Интересно проходил второй этап соревнований в Эшвеге. В трех высших классах и на этот раз победили гонщики на мотоциклах «Ява». Однако для гонщиков на мотоциклах «Цюндапп» в домашних условиях объявился неожиданный для них конкурент — итальянец А. Гритти. Выступая на мотоцикле «Джилера», он победил Виттхёфта на мотоцикле «Цюндапп» класса 125 см3 с разницей в 8 дополнительных очков.

 

Руководитель итальянской команды Перини сказал: «С медалями сейчас у нас нет проблем. Нам нужны только результаты!»

 

В Поважске-Бистрице проходил третий этап. И здесь первенствовали гонщики ФРГ на мотоциклах «Цюндапп» в классах до 175 см3. Гонщики ЧССР вынуждены были уступить победу в классе выше 350 см3 гонщику команды ГДР Вилламовски, выступавшему на мотоцикле МЦ.

 

Чемпионат Европы в классах до 175 см3 завершился победой пяти гонщиков на мотоциклах «Цюндапп», а в классах 250 см3 и выше — трех на мотоциклах «Ява».

 

Команда Чехословакии представила по два мотоцикла в классах 250, 350 и 500 см3, намереваясь победить в двух самых высоких, а в классе 250 см3 не сильно отставать от Залевски (рис.74), выступающего на мотоцикле МЦ. В тактическом плане руководители команды Чехословакии учли и скоростные мотоциклы «Пух 175», которые могли бы усложнить положение МЦ.

 

В Америку за «Трофеем»

 

Центром соревнований стал небольшой городок Далтон в штате Массачусетс. Кроме нескольких моментов превышения власти со стороны неопытных организаторов, соревнования прошли успешно. Богатство американского мотоциклетного рынка вызвало заметный интерес изготовителей мотоциклов других стран. С точки зрения коммерции успех в Америке более значителен, чем в Европе. Необычное внимание к гонщикам проявили японские и австрийские изготовители.

 

На первом этапе соревнований стартовало всего 302 гонщика из 18 стран, из них 12 команд боролись за «Мировой трофей» и 25 — за «Серебряный кубок».

 

Коммерческая сторона соревнований бросалась в глаза уже на парке-стоянке. Площадка для обслуживания была заполнена различным вспомогательным оборудованием, которым могли пользоваться гонщики и техники, а за доллары — и просто посетители без пропусков.

 

Каждый этап представлял собой сложную кольцевую трассу длиной 300 км. Помощь гонщикам группы обслуживания, которая в нарушение правил оказывалась на некоторых соревнованиях, здесь была невозможна благодаря энергии организаторов, контролирующих ход соревнований на мотоциклах и с фотоаппаратами.

 

После первого этапа было оживленно. Гонщики из ГДР прекратили соревнования, так как в их двигателях на мотоциклах МЦ и «Симсон» прогорели поршневые кольца из-за применения неподходящего масла.

 

О новых волнениях позаботилась полиция. Стражи порядка сообщили, что более 100 гонщиков превысили скоростной предел 55 миль в час, то есть 88 км/ч, и предупредили, что при повторном нарушении гонщики будут сниматься с трассы. Возникла угроза прекращения соревнований.

 

Первую половину маршрута прошли без штрафных очков лишь команды ЧССР и Австрии. Чехословацкие гонщики на «Явах» по сравнению со своими конкурентами, выступавшими на мотоциклах «Пух 125», «Пух 175» и «Пух 250», завоевали больше дополнительных очков и в соответствии с указаниями руководителе не рисковали на специальных испытаниях.

 

Четвертый день ознаменовался получением штрафных очков двумя гонщиками из команды Австрии. Судьба шестидневных соревнований теперь решалась на трассе.

 

Заключительная гонка впервые в истории шестидневных соревнований проводилась на пересеченной местности, а не на шоссейном кольце. Однако она уже не изменила результатов соревнований.

 

В борьбе за «Серебряный кубок» И. Рабас утопил свой мотоцикл в болоте, в результате чего команда ЧССР вернулась домой только с одним трофеем.

 

Таким образом, команда ЧССР в составе Ф. Мразека и П. Чемуса на «Явах 250», К. Машиты и Й. Цисаржа на «Явах 350», Й. Фойтика и 3. Чешпивы на «Явах 500» с 926 дополнительными, но без штрафных очков, завоевала «Мировой трофей». Вторыми были гонщики Великобритании (с 4 штрафными и 2483 дополнительными очками), третьими — Австрии (10 и 4131), четвертыми — ФРГ (16 и 644).

 

«Серебряный кубок» выиграла команда США (8 и 1759), второе место заняла команда А Швеции (23 и 570), третье — команда В ЧССР (42 и 912).

 

Четырехтактные двигатели снова отступают

 

Наиболее значительной переменой в мотоциклетном парке был переход итальянской команды на двухтактные двигатели для мотоциклов итальянского или австрийского производства. Единственными гонщиками, еще сохранявшими верность четырехтактным двигателям, были англичане.

 

Классы мотоциклов выше 500 см3, а точнее, от 500 до 1300 см3, позволяют применение двухтактных одноцилиндровых двигателей с объемом, близким к нижней указанной границе. Конкуренция современным тяжелым мотоциклам с четырехтактными двигателями не только не вредит, но, наоборот, ускоряет их совершенствование. Наиболее низким классам мотоциклов уделяется значительно меньше внимания, ведь применение мотоциклов классов 50 и 75 см3 в национальной команде означает всегда риск. Так, в наиболее трудных условиях Международных шестидневных соревнований в США среди мотоциклов, не закончивших соревнования, больше всего было мотоциклов именно этих классов.

 

Пестрые итоги чемпионата Европы

 

Первые шаги чемпионат Европы 1974 г. делал в Испании в условиях первого снега и организационной суматохи. Продолжался он при хорошей погоде в Чехословакии. Третий этап на опасной трассе принес успех хорошо выступившим итальянским гонщикам на их родной земле. Четвертый этап проходил в ФРГ при рекордном числе участников— 210. Уже на этом этапе определилось первое место. Чемпионат закончился в Польше.

 

Итоги соревнований показывают, как возрос интерес к ним гонщиков и изготовителей мотоциклов, а также то, как постепенно выравниваются силы конкурентов.

 

Международные шестидневные соревнования в Камерини

 

На чемпионате в Италии на вопросы журналистов, почему мотоциклетная олимпиада будет проходить в незнакомом месте, отвечал организатор Международных шестидневных соревнований господин Л. Секки: «Мы хотим уменьшить опасность встречи с автомобилями до минимума. В Камерини не такое движение, как в Бергамо. Вокруг Камерини есть горы высотой около 2000 м над уровнем моря, съезды и выезды удобны, а также меньше камней... Организаторы не слишком опытны, но имеют большую заинтересованность и желание сделать все хорошо!»

 

В действительности же гонщиков встретила не слишком веселая обстановка. Организационная суматоха, а также постоянное стремление организаторов соревнований обеспечить победу итальянской команды любой ценой вызвали жестокие споры между организаторами и судейской коллегией. Жизненно опасные участки трассы были исключены и заменены другими, однако установить на пунктах контроля времени табельные часы не удалось.

 

И еще одно. Чехословацкую команду, четырежды завоевывавшую «Мировой трофей», разместили в одной комнате на 30 человек.

 

Однако отвлечемся от организационных трудностей и проследим вкратце ход соревнований.

 

Первый этап проходил в общем спокойно, несмотря на то, что гонщик итальянской команды, боровшейся за «Мировой трофей», менял камеру своего мотоцикла и пришел к финишу на несколько секунд позже допустимого времени, а табельные часы в назначенное время оказались не в порядке.

 

На втором этапе при столкновении с едущим навстречу мопедом получил травму Христел из национальной команды ФРГ. Ему пришлось ждать медицинской помощи 90 мин, после чего ему также не было оказано достаточного внимания. Подав протест по поводу недопустимой опасности и из-за организационных беспорядков, национальная команда ФРГ на мотоциклах «Цюндапп» покинула соревнования.

 

По результатам второго дня было одобрено решение международной судейской коллегии о присуждении итальянскому гонщику Олдрати 1 очка, а затем руководителями объявлено об аннулировании этого очка.

 

Неурядицы продолжались и на третьем этапе, и лишь четвертый этап был спокойным. Организаторы подготовили трудную трассу при сжатых сроках для ее преодоления, чтобы и конкуренты итальянской команды получили штрафные очки.

 

Этот этап «ужаса» был отмечен тем, что 30 гонщиков получили травмы и 59 сошли с маршрута. Но он же стал и этапом славы для команды ЧССР. Чехословацкие гонщики выступали на «Явах» с усовершенствованной системой амортизации обоих колес и составляли опытный, дисциплинированный коллектив, сумевший преодолеть все препятствия.

Узкие дороги на итальянских холмах
Узкие дороги на итальянских холмах

 

Последние два этапа уже не могли воспрепятствовать пятой победе подряд чехословацкой команды. Волнение, однако, принесла борьба за «Серебряный кубок ». Перед заключительной гонкой по одному очку имели команды А Чехословакии и В Италии. Преимущество чехословацкой команды в 17 очков было минимальным, поскольку у итальянцев в их классах не было главных соперников — команды ФРГ.

 

Руководители команд разрабатывали тактику, подсчитывали время и подавали нужные советы, но член итальянской национальной команды, боровшейся за «Серебряный кубок», Гритти внес в эту борьбу свои поправки. На мотоцикле класса 125 см3 он показал фантастическую езду, чем вызвал бурное ликование малоосведомленной в тактике местной публики.

 

В полном составе закончили соревнования лишь четыре национальные команды, боровшиеся за «Мировой трофей», в следующей последовательности: ЧССР, Швеция, Италия и США; и шесть команд, боровшихся за «Серебряный кубок»: команда В ЧССР, команда А Италии, команда А ЧССР, а также команды США, Австрии и Нидерландов. Честь ЧССР в борьбе за «Мировой трофей» защищали Чемус, Стодулка, Чешпива, Цисарж, Машита и Фойтик.

 

Англичане на «Явах»

 

Использование англичанами мотоциклов «Ява», наступление мотоциклов КТМ, «Рокон Аутоматик» и отказ от четырехтактных двигателей для шестидневных соревнований — таковы четыре наиболее характерные особенности Международных шестидневных мотоциклетных соревнований 1974 г.

 

Конец эры мотоциклов с четырехтактными двигателями совпал с окончанием применения английских мотоциклов в спорте, а также использованием в национальной команде Великобритании мотоциклов «Ява».

 

Американские мотоциклы «Рокон» стали технической новинкой и подтолкнули развитие спортивных мотоциклов. Они отличались бесступенчатой ременной передачей и пуском двигателя с помощью шнура, как на лодочных двигателях. Результаты эксплуатации и гоночные характеристики мотоциклов «Рокон», однако, не были слишком перспективными.

Американский мотоцикл «Рокон»
Американский мотоцикл «Рокон» стал в некотором роде сенсацией, но его технические параметры и спортивные достижения не были достаточно убедительны

 

Увлечение австрийскими мотоциклами КТМ было вызвано тем, что характер шестидневных соревнований стал все больше приближаться к мотокроссу. Незначительно модернизированные кроссовые мотоциклы КТМ оказались вполне пригодны для чемпионата Европы и Международных шестидневных соревнований.

Американский мотоцикл «Пентон» с двигателем КТМ
Американский мотоцикл «Пентон» с двигателем КТМ

 

Шестидневные соревнования 1974 г. ознаменовались полной победой двухтактных двигателей над четырехтактными.