У Истоков Шестидневных Соревнований (1913 г.)

Первые официальные соревнования для мотоциклов состоялись в Вене в 1899 году. А через 5 лет основывается Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ), которая стала предшественницей теперешней ФИМ - точная дата 8 июля 1904 года. С легкой руки этой организации проводились Международные мотоциклетные соревнования на выдержку и выносливость (эндуро).

 

В начале прошлого столетия очень популярными стали соревнования за «Туристский трофей», проводившиеся в Великобритании на острове Мэн. Первые соревнования, которые в последствии стали проводиться ежегодно, были проведены в 1907 году. И каждые последующие соревнования становились наиболее значительными гонками года. Чехословацкие гонщики также принимали в них участие на мотоциклах с одноцилиндровым двигателем.

мотоцикл с одноцилиндровым двигателем, построенный на базе велосипеда
Первые успехи гонщиков Чехословакии были связаны с мотоциклами, изготовлявшимися в г. Млада-Болеслав. Здесь представлен мотоцикл с одноцилиндровым двигателем, построенный на базе велосипеда

 

Начало организации мотокроссов датируется 1908 годом в Лондоне. Эти соревнования назывались "гонки за лисой". В этой гонке приняли участие мотоциклисты и всадников на конях. Но в то время стальные кони проигрывали живым.

 

Соревнования на надежность мотоциклов и постоянность движения проводились в основном в Англии. Хотя они официально и не были международными, но быстро завоевали популярность — количество участников постоянно возрастало. С уверенностью можно заявить, что эти гонки во многом повлияли на улучшение конструкции мотоциклов.

 

О проведении Международных мотоциклетных шестидневных соревнований по эндуро на ежегодной основе было принято решение в 1912 году ФИКМ - эти гонки должны были состояться в следующем году на берегах туманного Альбиона.

 

Основные положения

 

Уже на первых шестидневках были разработаны правила проведения этих соревнований, многие положения которых действуют до сих пор.

 

Главной особенностью этих состязаний являлось то, что на них был, как личный зачет, так и командный. Трасса обозначалась стрелками. Каждый этап был поделен на различные участки, на которых проверялось регулярность движения. Гонщику разрешалось пользоваться посторонней помощью только в случае заправки топливом и добавления масла.

 

Мотоциклы предварительно осматривались перед началом состязаний и закрывались в гараже по окончании дневных этапов.

 

Для различных классов мотоциклов были определены скорости на дистанции. Также было установлено определенное время прохождения каждого этапа между двумя последовательными контрольными точками. При прибытии спортсмена на контрольную точку за каждую просроченную минуту начислялось по одному штрафному очку. При опоздании более чем на 1 час, также как при проезде мимо контрольной точки или использовании посторонней помощи, спортсмен снимался с соревнований.

 

Каждый спортсмен, который преодолевал маршрут шестидневных соревнований без штрафных очков, награждался золотую медаль, при штрафе менее 10 очков давалась серебряная медаль, а при штрафе менее 50 — бронзовая. Все участники, получившие более 50 штрафных очков, получали поощрительные призы.

 

Основным, однако, в Международных шестидневных эндуро становится командный зачет - спор за «Международный трофей», который позже получил название «Мировой трофей». На борьбу за этот приз каждая страна имела право выставить только одну команду, в составе которой было два мотоцикла-одиночки и один мотоцикл с коляской. Команда могла использовать только мотоциклы изготовленные в той стране, федерация которой заявила команду. Если большинство команд проводили соревнования с одинаковым количеством очков, то вопрос о победителе решался в завершающей соревнование часовой гонке по шоссейно-кольцевой трассе.

Мировой трофей
Уже более 70 лет национальные команды борются в соревнованиях эндуро за обладание «Мировым трофеем»

 

Страна, которой принадлежала команда выигравшая «Международный трофей», имела право провести следующие ежегодные Международные шестидневные соревнования.

 

Также проводился зачет заводских команд. В эти команды могли войти три гонщика на мотоциклах одной марки вне зависимости от рабочего объема и государственной принадлежности. Количество заводских команд не ограничивалось.

 

Международная судейская коллегия шестидневных соревнований за «Международный трофей» состояла из представителей стран, приславших на соревнования свои команды.

 

Карлисле, 1913 г.

 

1913 г. стал выдающимся в истории мотоциклетного спорта. В английском городе Карлисле впервые прошли Международные мотоциклетные шестидневные соревнования, в которых приняло участие удивительно большое число гонщиков — 162. Среди них были энтузиасты и любители, принявшие участие в соревнованиях, не имея до этого практически никакого спортивного опыта. Для соревнований использовались серийные дорожные мотоциклы, на которых, как правило, был установлен мощный четырехтактный двигатель с газораспределением нижними клапанами. Мотоциклы имели мощное ведущее колесо и подрессоренную переднюю вилку. Популярны в то время были мотоциклы с коляской.

эндуро 1913 г.
Этот исторический кадр воспроизводит атмосферу соревнований эндуро 1913 г.
Мотоциклы перед стартом первых соревнований эндуро
Мотоциклы перед стартом первых соревнований эндуро

 

К категории мотоциклов были отнесены и трициклы различной конструкции.

Трициклы и мотоциклы с колясками имели преимущество в устойчивости
Трициклы и мотоциклы с колясками имели преимущество в устойчивости

 

Слабым звеном мотоциклов того времени была конструкция трансмиссии и все вспомогательное оборудование. Часто привод осуществлялся сцеплением ударного типа, а иногда — плоским ремнем. Крайне ненадежны были карбюраторы и системы зажигания.

 

Не меньшие трудности доставляли гонщикам мотоциклетные шины. Очень часто происходили аварии из-за их проколов. Кроме того, они ненадежно закреплялись на ободьях колес.

 

Когда маршруты соревнований прокладывались преимущественно по старым шоссе с выбоинами, несовершенство мотоциклов становилось еще более очевидным.

 

Наиболее сложным был второй этап. Гора Гостак Бек стала почти непреодолимой для маломощных мотоциклов с узкими шинами. Организаторам соревнований было предъявлено 120 протестов — этот «рекорд» до сих пор не побит.

 

Каковы же итоги этих соревнований? Из 162 гонщиков в течение шести этапов маршрута сошла с дистанции треть. Однако 44 гонщика закончили гонки без штрафных очков и получили золотые медали.

Уже первые шестидневные соревнования вызвали большой интерес зрителей.
Уже первые шестидневные соревнования вызвали большой интерес зрителей.

 

Несмотря на большое количество участников на старте шестидневок 1913 года, это были представители лишь двух стран — Великобритании и Франции. Британские гонщики, используя опыт проведения соревнований в их стране, показали лучшие результаты и завоевали «Международный трофей», а с ним и право организации шестидневных соревнований в 1914 года в Великобритании. Однако первая мировая война внесла свои коррективы — на несколько лет в Европе были прекращены практически все спортивные соревнования.