Песчаные трассы Нидерландов (1984 г.)

Сезон 1984 г. начался с утверждения новых правил соревнований эндуро. ФИМ стремилась упростить судейство назначением определенного времени за опоздание, уменьшением допустимого времени опоздания и введением скрытых скоростных участков. Но эти правила были сформулированы неоднозначно, и на очередном чемпионате Европы царила полная неразбериха. Скоростные участки на маршруте по незнакомой местности иной раз бывали небезопасны и чаще всего давали преимущество команде страны-организатора соревнований.

 

Первый этап чемпионата, проходивший во Франции с центром в г. Апт, был очень трудным. Наибольший интерес вызвали мотоциклы класса 125 см3. Следующий этап, старт которому был дан в Бергамо (Италия), оказался еще труднее — более 60% известных европейских гонщиков этот этап не закончили. Серьезные трудности организаторам соревнований создал толстый слой снега в окрестностях Бергамо, который после сильного дождя, прошедшего перед самым стартом, превратился в слякоть.

 

На двух этапах большой успех выпал на долю гонщиков ГДР и Италии, команде ЧССР вырваться вперед не удалось. К непривычно трудной трассе, по которой невозможно было идти на большой скорости, добавились еще заботы о мотоцикле. Кроме того, Последни и Злох заболели и не смогли выйти на старт. Пришлось срочно менять состав команды, которая уже была подготовлена к предстоящим соревнованиям.

 

Следующий этап в Брезове мог бы позволить реабилитироваться команде ЧССР, но организаторы соревнований и плохая погода усложнили условия на всем пути. Больше всего повезло Чундерлику, выступавшему на мотоцикле «Ява 250», который сумел победить в первый день, а во второй был четвертым. Цисарж на «Яве 125» был соответственно на втором и третьем местах после двух этапов соревнований. Остальные гонщики также занимали призовые места. Огорчил словацких зрителей Хованчик, которому пришлось сойти с дистанции уже в первый день из-за выхода из строя двигателя на его мотоцикле «Ява 500».

Эти кадры свидетельствуют, что чемпионат Европы в Бржеве был нелегким Эти кадры свидетельствуют, что чемпионат Европы в Бржеве был нелегким
Эти кадры свидетельствуют, что чемпионат Европы в Бржеве был нелегким

 

Следующие три этапа, проходившие в ПНР, Австрии и ФРГ, подтвердили, с одной стороны, высокие скоростные способности гонщиков и мотоциклов команды ГДР и, с другой стороны, неподготовленность гонщиков ЧССР и определенные проблемы с мотоциклами.

 

Чемпионами Европы 1984 г. стали Мураглиа, Италия (мотоцикл «Аккосато») в классе до 80 см3; Хюблер, ГДР (мотоцикл «Симсон») в классе до 125 см3; Штурм, ГДР (мотоцикл МЦ) в классе до 250 см3; Шеффлер, ГДР (мотоцикл МЦ) в классе до 500 см3; Андреини, Италия (мотоцикл «Хонда») в классе свыше 500 см3.

 

Из чехословацкой команды Цисарж на «Яве 125» был только восьмым, Чундерлик на «Яве 250» — шестым, Хованчик на «Яве 500» — также шестым и Злох на мотоцикле «Ява» класса свыше 500 см3 — седьмым.

 

Тренировки на песке

 

Шестидневные соревнования в Нидерландах на сплошном и вездесущем песке доставили много хлопот гонщикам, руководителям команд и техникам. Песчаная трасса непривычна для них, опыт соревнований в таких условиях в большинстве случаев был негативным. Победы В. Валека в нидерландском местечке Сэйдал на чемпионате мира в 1963 г. в классе 250 см3 уже были забыты. Однако помнились неудачи в соревнованиях «Мотокросс наций» и во многих других гонках на нидерландских песчаных трассах, проходивших в последние годы. Гонщики ЧССР отчаянно боролись, преодолевая глубокие колеи и песчаные дюны, но им не доставало легкости стиля езды нидерландцев, бельгийцев, шведов или финнов. Очень хорошо запомнился песок, проникающий в двигатель, подшипники колес, даже в рычаги управления подачей газа и выводящий их из строя.

 

По возможности, была доработана конструкция мотоциклов, но до идеального состояния было, однако, далеко. Подготовка чехословацкой команды к этим соревнованиям и контрольные тренировки проводились на песчаной трассе, которую сумели отыскать в Заборже над Лабой недалеко от Колина. Тренер М. Сайнер и руководитель команды П. Валек изучили маршруты шестидневок прошлых лет и привезли для сравнения несколько мешков настоящего нидерландского песка. Гонщики национальной команды ЧССР после соревнований в ФРГ имели возможность потренироваться на песчаных дорогах в Ассене, а гонщики команды, боровшейся за «Серебряный кубок», в Финляндии.

Капитан чехословацкой национальной команды И. Пошик с «Явой 500»
Капитан чехословацкой национальной команды И. Пошик с «Явой 500», оснащенной шинами фирмы «Барум», во время контрольной тренировки в Заборжи над Лабой перед шестидневными соревнованиями

 

Не меньшее внимание было уделено мотоциклам ВВЗ «Ява». Главными новшествами на мотоциклах всех четырех классов были усовершенствованные системы впуска и воздушные фильтры. Трехступенчатый фильтр надежно предотвращал попадание пыли и песка в двигатель. Воздух поступал в двигатель через камеру, в которой собственно микрофильтр был охвачен фильтрующим огнестойким материалом.

 

Мотоциклы классов 250 и 500 см3 имели лучшие мощностные характеристики на песчаной трассе. А в «Яве 500» был успешно испытан поршень новой геометрии и установлена усовершенствованная гильза цилиндра, позволившие устранить возможные деформации и обеспечить постоянство мощности.

 

В ходовой части новой была конструкция передней вилки на мотоциклах классов 250 и 500 см3. Кроме того, на мотоциклах всех классов была усилена задняя маятниковая вилка. Для условий Нидерландов под двигателем были закреплены полозья.

 

Естественно, команды ЧССР шли только на «Явах». В национальную команду (руководитель О. Хазак) были включены И. Цисарж (класс 125 см3), В. Яноуш (250 см3), Э. Чундерлик (250 см3), Б. Последни (500 см3), И. Пошик (500 см3) и С. Злох (560 см3). В команду, боровшуюся за «Серебряный кубок» (руководитель П. Валек), вошли В. Кроупа (250 см3), 3. Белски (250 см3), В. Дупал (500 см3) и М. Покорны (560 см3).

 

В две клубные команды на двух мотоциклах класса 250 и одном класса 500 см3 были включены и молодые перспективные гонщики, доказавшие свою готовность защищать спортивную честь страны.

 

Кто фаворит?

 

Руководители команд тщательно анализировали шансы соперников до начала соревнований в Ассене.

Открытие шестидневных соревнований проходило на хорошо оборудованном мотодроме в Ассене
Открытие шестидневных соревнований проходило на хорошо оборудованном мотодроме в Ассене

 

Шведы для борьбы за высшие титулы выставили такой же состав, как и команды ЧССР, не включив в команду мотоциклы класса 80 см3. Национальные команды обеих стран включили один мотоцикл класса 125 см3, по два — 250 и 500 см3 и один — свыше 500 см3. Команда шведов выступала исключительно на мотоциклах «Хускварна», также как и команда США, которая после очень высоких прошлых достижений в мотокроссе возлагала на них большие надежды.

 

Учитывая результаты чемпионата Европы, фаворитами должны были бы стать гонщики ГДР, но в их составе отсутствовали мотоциклы класса свыше 500 см3 с четырехтактными двигателями. В условиях песчаной трассы Нидерландов они вынуждены были пересесть на мотоциклы класса 80 см3. Таким образом, эта команда имела один мотоцикл класса 80 см3, один — 125 см3 и по два —250 и 500 см3.

Охлаждаемые воздухом головка цилиндра и сам цилиндр на мотоцикле эндуро МЦ выполнены как на дорожном мотоцикле МЦ ЕТЗ 250
Охлаждаемые воздухом головка цилиндра и сам цилиндр на мотоцикле эндуро МЦ выполнены как на дорожном мотоцикле МЦ ЕТЗ 250. Интересно, что подвеска заднего колеса, в отличие от других конструкций с одним центральным амортизатором, осуществлена с помощью системы МЦ, то есть двумя параллельными амортизаторами, размещенными за двигателем

 

Гонщики ФРГ имели мотоциклы тех же классов, что и команды ЧССР и Швеции. После упадка фирмы «Цюндапп» им пришлось воспользоваться услугами австрийской фирмы КТМ.

 

Единственной национальной командой, имевшей в своем составе мотоциклы всех классов, была команда Италии. В ее составе прибыли известнейшие гонщики, выступившие на мотоциклах различных фирм: Ф. Мураглиа, чемпион Европы 1983 и 1984 гг.— на мотоцикле «Аккосато 80», Г. Бриссони, чемпион Европы 1978—1982 гг.— на «Хускварне 125», А. Маринони, чемпион Европы 1979, 1980, 1983 гг. — на «Априлии 125», Ф. Джуалди, чемпион Европы 1978 и 1979 гг.— на «Крамите 250», Л. Медардо на «Хускварне 250», Г. Андреини, чемпион Европы 1979, 1980, 1982, 1984 гг. — на «Хонде 550 см3».

 

Команда ПНР прибыла в полном составе (шесть гонщиков) на двух «Явах» и четырех «Симсонах».

 

Голландцы имели возможность полнее использовать выгоды домашних условий и опыт езды по песку. Впервые в истории Международных шестидневных соревнований национальная команда использовала только японские мотоциклы, в данном случае «Хонду». Голландские гонщики, опытные в мотокроссе, во главе с Волсинком решили выиграть шестидневные соревнования в скоростных и специальных гонках. Они выступили на двух мотоциклах класса 125 см3 и двух свыше 500 см3, по одному классов 250 и 500 см3.

Мотоциклы «Хонда» гонщиков из Нидерландов имели двухтактные и четырехтактные двигатели
Мотоциклы «Хонда» гонщиков из Нидерландов имели двухтактные и четырехтактные двигатели

 

Разнообразие двигателей

 

Технических новинок на шестидневных соревнованиях в Ассене было немного, так как изготовители мотоциклов не сочли эти соревнования подходящими для испытания новых технических конструктивных решений. Основной тенденцией развития двигателей был в это время постепенный переход от воздушного охлаждения к водяному. Охлаждающие радиаторы уже нашли свое место — перед цилиндром, под баком. Чаще всего они состояли из двух частей, которые размещались по обе стороны передней трубы рамы. Во всех четырех низших классах использовались исключительно двухтактные двигатели, чаще всего с лепестковыми клапанами. Но в мотоциклах классов 80 и 125 см3 газораспределение иногда осуществлялось золотником. Намного реже применялось газораспределение поршнем.

«Хускварна»класса свыше 500 см3 с четырехтактным двигателем, имеющим водяное охлаждение
Новинка среди мотоциклов «Хускварна» — мотоцикл класса свыше 500 см3 с четырехтактным двигателем, имеющим водяное охлаждение

 

Вспомогательное оборудование в последние годы совершенствуется только в деталях. В основном преобладает бесконтактное электронное зажигание, применяются относительно сложные системы карбюраторов. Для команды Нидерландов специально были разработаны уплотнения глушителей выпуска и впуска. К тому же требования к уровню шума сейчас выполнить легче.

 

На соревнованиях в Ассене мало новинок было в конструкции трансмиссии. Удивительно, что на абсолютном большинстве мотоциклов отсутствовала полностью закрытая цепная передача. Поэтому в Нидерландах большое преимущество имели мотоциклы «Ява» и КТМ с полностью закрытой цепью.

Мотоцикл КТМ характеризуется небольшим расстоянием между звездочкой и осью маятниковой вилки
Если на мотоцикле эндуро цепь закрыта не полностью, то появляются проблемы, связанные с ослаблением цепи при ходе колеса более 300 мм. Однако отсутствие кожуха цепи делает мотоцикл легче. Мотоцикл КТМ характеризуется небольшим расстоянием между звездочкой и осью маятниковой вилки

 

В конструкции ходовой части полностью отразилась отмена правил 1982 г. об ограничении амплитуды хода обоих колес. Постепенно увеличилась ширина телескопической вилки, изготовленной из труб большого диаметра. Ход колес вырос до 300 мм. Задняя маятниковая вилка стала подвешиваться на мощной пружине, что при благоприятных условиях позволило получить ход колеса до 350 мм.

 

С кроссовых мотоциклов на мотоциклы эндуро перешли легкие дисковые тормоза, в основном с гидравлическим приводом.

 

Отдельно стоял вопрос о шинах. Задачей большинства руководителей было «обуть» мотоциклы шинами с неглубоким протектором, более выгодными на дорогах пересеченной местности. В то время ФИМ были рекомендованы шины с точно определенным рисунком протектора. Для мотоциклов эндуро можно было использовать шины только такого типа, который был официально утвержден.

 

Трудности были вызваны тем, что правила, касающиеся этих шин, вошли в силу не с 1 января, как это ранее предполагалось, а только с 1 октября 1984 г., то есть в день старта первого этапа шестидневных соревнований. Для этих соревнований были разрешены шины марок «Барум», «Метцелер» и «Треллеборг». Они хорошо зарекомендовали себя при езде по сухому песку, но на мокром гонщики жаловались на плохое сцепление мелкого протектора с грунтом.

 

Тем не менее в этих соревнованиях приняло участие рекордное число гонщиков — 414. Но здесь были слабо представлены мотоциклы классов 80 см3 и, что удивительно, 125 см3. С другой стороны, песчаную трассу преодолели 73 мотоцикла с четырехтактными двигателями. Также эти соревнования показали, что японские мотоциклы, особенно «Хонда», становятся все более популярными.

 

Немилосердные шестидневные гонки

 

В дождь и холод был дан старт первого дня соревнований по времени В. Организация соревнований была хорошая, однако размокшие указатели на трассе приводили к частым опозданиям на пункты контроля времени и стали темой объединенного заседания судейской коллегии, которая и аннулировала несправедливо записанные штрафные очки. Окончательные выводы были сделаны по результатам специальных гонок. Здесь впереди оказалась команда Нидерландов (96, 72 очка). Следующими были команды ГДР (560,69) и Швеции (637,66).

Перед стартом первого этапа при плохой дождливой погоде
Перед стартом первого этапа при плохой дождливой погоде. Под номером 154 стартует капитан национальной команды Нидерландов Г. Волсник, под номером 155 — С. Злох. Около мотоциклов с четырехтактными двигателями всегда находятся техники, опасаясь за их старт. Справа стоит старший техник Ф. Боушка

 

В борьбе за «Серебряный кубок» нидерландский гонщик Дж. Ронд опоздал на 58 мин из-за ремонта цепной передачи, вследствие чего команде Нидерландов оставалось бороться только за «Мировой трофей».

 

На втором этапе организаторы значительно упростили условия соревнований. Маршрут был проложен по той же трассе и в том же направлении, что и в первый день. Было сохранено время В, которое отвечало тактике национальной команды хозяев соревнований. Она лидировала, опережая команду ГДР почти на тысячу очков. Команда ЧССР потеряла всякую надежду на победу из-за схода с дистанции Э. Чундерлика, в двигателе мотоцикла которого лопнул шатунный палец.

 

На третий день гонщики команды Нидерландов опять демонстрируют великолепную езду на специальных участках маршрута. Однако у Д. Цийлстры во время специальной гонки лопнула цепь и местные техники не смогли ему помочь. Потеря целого часа отодвинула команду Нидерландов на пятое место после Швеции, ГДР, ПНР и ФРГ.

 

Для гонщиков ЧССР следующий, четвертый, день соревнований начался весьма удачно, однако завершился плохо. В. Яноуш после неполадок в двигателе его «Явы 250» утром сделал легкий ремонт, заменив подшипник коленчатого вала. Во второй половине дня надежды команды ЧССР получить «Серебряный кубок» упали до нуля: Белски вынужден был сойти с дистанции из-за поломки подшипника коленчатого вала, который на маршруте заменить не удалось, а Кроупа из-за заклинивания управления потерял 59 мин.

 

Гонщик Шалбер из команды ФРГ, боровшейся за «Мировой трофей», потерял 50 мин вследствие поломки. Опоздал к финишу также швед Ханссон. Лидерство захватили гонщики ГДР, нидерландская команда занимала четвертое место, имея разрыв более 600 штрафных очков.

 

На пятый день гонщики команды Нидерландов опять выходят на первые места. Организаторы устанавливают скоростное время А, и хозяева соревнований вырываются на второе место сразу за командой ГДР Теперь разрыв резко сократился и стал равен 300 очкам. После поломки в двигателе одного из мотоциклов команда Швеции прекратила борьбу. Поляки перемещаются на третье место.

 

В последний день, когда гонщики должны были под дождем пройти короткий 140-километровый участок при времени А, значительно увеличилось число штрафных очков. Однако команды Нидерландов и ГДР уверенно преодолели этот участок.

 

Заключительная пятикруговая кроссовая гонка проходила в Норге. Первая неудача в команде ГДР — поломка мотоцикла у У. Вебера за 150 м до финиша. Но он все-таки дотянул до финиша и... расплакался. Потерял, однако, лишь 120 очков.

 

Перед шестым решающим этапом команда Нидерландов была еще второй. Для команды ГДР большой неудачей было трагическое падение Шюцлера после прыжка в левом вираже, при этом он сломал ногу. Команда ГДР отступает на третье место за торжествующими нидерландцами и поляками.

 

Ниже приведенные рисунки иллюстрируют накал борьбы и условия соревнований.

Финниган из Великобритании на мотоцикле «Ямаха»
Эффектный прыжок при скоростных испытаниях. На фото Финниган из Великобритании на мотоцикле «Ямаха»
Л. Медардо на мотоцикле «Хускварна» класса 250 см3
Опытные гонщики, щадя мотоцикл, сокращают прыжки и после приземления тотчас же набирают ускорение. На фото член итальянской национальной команды Л. Медардо на мотоцикле «Хускварна» класса 250 см3
Пример «широкой безопасной трассы» на песчаной дороге Нидерландов
Пример «широкой безопасной трассы» на песчаной дороге Нидерландов

 

Первой в борьбе за «Мировой трофей» была команда Нидерландов (3386,86 очков), второй — команда ПНР (4900,58), третьей — ГДР (4947,41). Команда ЧССР занимала десятое место с 82 343,83 очками.

 

«Серебряный кубок» завоевали спортсмены ГДР (2415,66), вторыми были Нидерланды (4595,63) и Франция (6975,28). И здесь команда ЧССР была только десятой (56 832,19).

 

Первой среди клубных команд стала команда Италии В (1291,74), второй — МСС Вихен 1, Нидерланды (4942,83), третьей — СВС Прага, ЧССР (5104,48), шестой СВС Кошице, ЧССР (6327,29).