Солнечные Альпы и туманный Альбион (1930 - 1934 гг.)

Солнечные Альпы и туманный Альбион (1930 - 1934 гг.)

Франция, организатор 12-х Международных шестидневных мотоциклетных соревнований, назначила старт в Гренобле, который давал возможность включить в маршрут сложные горные участки. Трасса длиной 1867 км была проложена через горные районы французских Альп к Средиземному морю и захватывала Швейцарию и Италию.

 

За «Международный трофей» соперничали команды Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, а за «Серебряный кубок», кроме упомянутых, также команды Нидерландов и Чехословакии. Чехословацкая команда, в которую были включены Стокуч, Выходил и Мелцер, впервые вступила в спор, имея несовершенное оборудование, но опытных гонщиков.

 

В этих шестидневных соревнованиях, прошедших по наводненным туристами районам, настоящей проблемой стали большое движение, а также неопытность и недисциплинированность водителей автомобилей. Вследствие этого уже в первый день соревнований несколько гонщиков потерпели аварии, столкнувшись с встречным транспортом. В их числе были представители команд Великобритании и Бельгии. Для некоторых гонщиков сложности возникали в ориентировке на трассе, было много поломок машин.

 

Ниже в таблице перечислены марки мотоциклов, принявших участие в соревнованиях 1930 г. По числу золотых медалей, которые были на них завоеваны, видно, что преимущество на трассе имели мотоциклы с классическим одноцилиндровым четырехтактным двигателем с рабочим объемом 500 см3. При этом мотоциклам с более слабым двигателем и с коляской была дана «фора».

 

Мотоциклы, участвовавшие в Международных шестидневных соревнованиях 1930 г.
Марка Рабочий объем см3 Количество стартовавших Количество золотых медалей
А. Мотоциклы без коляски
MAC 175 3 1
«Монет Гойон» 175 1
АКД 175 1
«Ардеа» 250 3
«Коттон» 250 1 1
БСА 250 1 1
«Ньюмонт» 300 1
«Ройал Энфилд» 350 5 1
AJS 350 4
«Нью Империал» 350 3 2
«Пежо» 350 3 -
«Калторп» 350 3
«Терро» 350 2 2
«Монет Гойон» 350 3 1
«Алкион» 350 1 1
«Магно Дебон» 350 1 1
«Велосетт» 350 1 1
«Дуглас» 350 1
ДКВ 350 1
«Цюндапп» 350 1
«Лады» 350 1
«Матчлесс» 400 1 -
«Рудж» 500 6 4
«Ариэль» 500 6 2
ФН 500 3 2
«Триумф» 500 3 1
«Гном Рон» 500 2 2
«Сароли» 500 2
«Джилера» 500 2
БСА 500 1 1
«Прага» 500 1 -
AJS 500 1 -
«Дуглас» 600 1 -
«Инднан» 750 1 -
БМВ 750 1 -
«БрафСъюпере» 1000 3
Всего   77 24
B. Мотоциклы c колясками
БСА 500 1 1
«Сароли» 500 1
«Гном Рон» 500 1
«Ариэль» 500 1
«Джилера» 500 1
«Санбим» 500 1
«Матчлесс» 500 1
БСА 1000 1
Всего   8 1

 

В соревнованиях за «Международный трофей» уверенно победили итальянцы на мотоциклах «Джилера», хотя ни один из троих членов команды-победительницы не получил золотой медали. В борьбе за «Серебряный кубок» все решилось на заключительном этапе, где за него боролись команды Франции и Италии. Ценой рискованной езды команда Франции во второй раз завоевала почетный трофей. Ожидаемые фавориты из Великобритании уехали домой ни с чем.

 

Из 85 стартовавших было классифицировано 49 участников, 25 из которых получили золотые медали. Из гонщиков Чехословакии был классифицирован лишь Я. Мелцер.

 

Правила соревнований 1930 г.

 

Французская федерация со своей задачей справилась в целом хорошо, однако по сегодняшним критериям эта организация была достаточно примитивна. Напомним правила соревнований тех лет и их трактовку.

 

До начала соревнований мотоциклы прошли техническую комиссию, которая проводилась в гимнастическом зале. Вся комиссия состояла всего из одного человека. На прошедшие проверку мотоциклы кисточкой наносились соответствующие отметки. При этом маркировались оба обода колеса, картер двигателя, цилиндр, головка цилиндра, картер коробки передач, рама, вилка, система зажигания, карбюратор и бак. По еще влажной краске наносился стартовый номер участника. Для маркировки мотоциклов одной команды использовались три различные краски! Затем гонщик на своем мотоцикле мог уехать домой.

 

Старт давался в 6 ч утра двумя судьями — один давал старт, другой оформлял стартовую ведомость. Больше никого из организаторов соревнований на старте не было. Задержка выхода мотоцикла на трассу компенсировалась лишь разрешением более позднего прибытия к первому пункту контроля времени.

 

Трасса отличалась большими перепадами высоты над уровнем моря — от 300 до 2600 м. Средние скорости составляли 36—45 км/ч. Самый короткий участок между контрольными пунктами времени равнялся 24, самый длинный — 59 км. Допустимым было пятиминутное опоздание на пункт контроля времени. За каждые следующие 2 мин опоздания начислялись два штрафных очка.

 

Гонщики могли приводить в порядок свои мотоциклы лишь во время движения между пунктами контроля времени, затем мотоциклы запирались в гимнастическом зале и выдавались только за 15 мин до следующего старта.

 

Никакого заключительного контроля, кроме проверки маркировки деталей, не проводилось, и даже трещина на раме не была поводом к отказу от дальнейшего соревнования. В соответствии с основным замыслом организаторов техническое состояние мотоцикла определяла заключительная часовая гонка по кольцу с предписанной скоростью 75 км/ч. В этот раз учитывались класс и категория мотоцикла. За каждый 1 км/ч отклонения от этой скорости давалось одно штрафное очко.

 

Из Мерано до Альп

 

Итальянцы по праву победителей организовали следующие 13-е Международные шестидневные мотоциклетные соревнования, которые стартовали в Мерано.

 

Большинство участников были уже достаточно подготовлены для гонок в горных условиях, и в этих условиях едва ли не главным становилось качество техники. Мотоцикл не должен быть слишком тяжелым, он должен легко развивать скорость 100 км/ч и без труда, не перегреваясь, преодолевать длинные подъемы, составлявшие более 15% всего маршрута. Наиболее удачными оказались четырехтактные одноцилиндровые двигатели, имевшие газораспределение с верхними подвесными клапанами или даже с верхним распределительным валом.

одноцилиндровые двигатели «Нортон» и «Велосетт»
Длинноходные одноцилиндровые двигатели «Нортон» (слева), «Велосетт» (справа) с распределительным валом в верхней части, пользовавшийся большим успехом в 30-е гг.

 

В соревнованиях за наивысший трофей состязались команды Великобритании, Италии, Германии, Франции и Бельгии. После первого трудного этапа по горным перевалам без штрафных очков остались лишь две команды, борющиеся за «Международный трофей»,— хозяева соревнований итальянцы и немцы, возглавляемые популярным многократным мировым рекордсменом Э. Хенком на мотоцикле БМВ. Третий день облегчил хозяевам соревнований путь к победе, так как гонщик команды Германии фон Крон потерпел аварию, столкнувшись с встречным транспортным средством, долго занимался ремонтом и за поздний приезд на пункт контроля времени получил три штрафных очка.

 

Зато состязания за «Серебряный кубок» были очень напряженными. На заключительном скоростном этапе все решалось между командами Италии и Нидерландов. Скорость команды Нидерландов была больше, и она победила.

 

Одна авария чуть было не закончилась трагически. Французский гонщик Пуппонно (мотоцикл с коляской) неудачно въехал на мост в горах и сорвался в пропасть вместе с мотоциклом и колясочником. Оба спортсмена, на счастье, зацепились за дерево и отделались переломом ноги и небольшими ранами, не считая полностью разбитого мотоцикла.

 

Второй раз в борьбу за «Серебряный кубок» вступила команда Чехословакии. Этот старт не был успешным для нее, но впервые закончили соревнования двое гонщиков — Е. Стокуч на мотоцикле чехословацкого производства «Ява» и В. Риндлер на мотоцикле «Рудж», причем Риндлер первым из чехословацких гонщиков был награжден золотой памятной медалью.

Мотоцикл «Ява»
Мотоцикл «Ява» появился в 1929 г. Это был тяжелый мотоцикл с четырехтактным двигателем с рабочим объемом 500 см3. Привод заднего колеса осуществлялся валом. Название «Ява» образовано из первых букв имен владельца предприятия Янечека и немца Вандерера, продавшего лицензию.

 

Несчастливые мотоциклы с колясками

 

Хотя проведение шестидневных соревнований требует от организаторов больших расходов, Италия заявила о своей готовности провести их и в 1932 г. со стартом также в Мерано. Число участников выросло по сравнению с предыдущим годом: Италия выставила 53 гонщика, Великобритания — 28, Германия — 20, Нидерланды — 9, Чехословакия — 8, Швейцария — 5, Австрия — 4, Венгрия — 2, Франция — одного. Всего участвовало 130 гонщиков.

 

Первая команда Чехословакии, боровшаяся за «Международный трофей», выступала на мотоциклах «Ява» в составе: одиночники А. Витвар и Ф. Бранд, а также И. Кайзер на мотоцикле с коляской. За «Серебряный кубок» в команде А боролись те же Витвар и Бранд, а вместо тяжелого мотоцикла с коляской на одиночной «Яве» шел Стокуч. В команде В были разные марки мотоциклов: у Й. Паштики — БСА, Дж. Ф. Коха — «Прага» и у Л. Полака — «Премьер».

 

Новинкой в организации этих соревнований было то, что первый контроль времени производился через 2 км после старта. При этом до некоторой степени компенсировался довольно поздний старт.

 

Борьба за обладание «Международным трофеем» разгорелась в последний день между гонщиками Великобритании и Италии. Скоростные английские мотоциклы способствовали победе команды Великобритании. Вышли из борьбы команды Германии и Чехословакии, причем обе по одной и той же причине — выход из строя колес у колясок. На трудной трассе мотоциклы с коляской показали себя не с лучшей стороны и в конце концов снизили результаты обеих команд, несмотря на высокие скорости мотоциклов без колясок.

 

Как и в соревнованиях за наивысший трофей, в борьбе за «Серебряный кубок» все решалось между командами Великобритании и Италии. Прокол шины на мотоцикле одного из итальянских гонщиков решил участь соревнований. Команда Великобритании победила неожиданно легко в завершающей часовой гонке.

 

Английская погода

 

Небольшая красивая долина в районе города Лландриндод в Западном Уэлсе благодаря прошлогоднему успеху Великобритании стала местом проведения 15-х Международных шестидневных мотоциклетных соревнований.

 

Конкуренция между командами различных стран и, соответственно, число участников этих соревнований снизились. Путь через пролив в Великобританию для многих гонщиков оказался слишком сложным и дорогим. Довольно высоким был и взнос за участие в соревнованиях. И конечно, английская погода не отличалась привлекательностью.

 

Пессимисты не ошиблись. В день старта, как и в предыдущие несколько дней, моросил дождь. Слякоть и грязь значительно ухудшили условия и без того сложной трассы. Даже если гонщики добирались к пункту контроля времени в пределах допустимого времени, настроение портили частые заторы на дорогах, которые создавали свободно перемещающиеся стада овец, телят, коров.

 

К тому же организаторы, как бы забыв о дождях, выбрали такую трудную трассу, что на одном из участков наиболее сложного среднего этапа понадобилась посторонняя помощь для вытаскивания из грязи тяжелых мотоциклов.

 

Чехословацкая команда, выступавшая в соревнованиях за «Международный трофей», тяжелые «Явы» с приводом заднего колеса валом заменила более легкими «Явами 350». Однако авария «Явы» с коляской и травма чехословацкого колясочника уже в первый день соревнований не оставили никаких надежд на победу. Предшественниками этого нового поколения мотоциклов «Ява» были две «Явы 175» с двухтактным двигателем, доступные по цене и поэтому ставшие очень популярными.

Команда Чехословакии, боровшаяся за «Международный трофей», в 1933 г.
Команда Чехословакии, боровшаяся за «Международный трофей», в 1933 г. на мотоциклах «Ява 350». Слева направо: Кромбергер (колясочник), Паштика, Бранд и Кайзер
Мотоцикл «Ява 175»
Мотоцикл «Ява 175» в предвоенные годы стал основой развития мотоциклетного транспорта в Чехословакии

 

После прохождения первой половины трассы ни одна из команд, боровшихся за «Международный трофей», не осталась без штрафных очков: команда Германии имела 1 очко, Великобритании — 2.

 

На четвертый и пятый день дождя не было, но условия на трассе оставались тяжелыми. На завершающем этапе опять пошел неприятный дождь, который, однако, не мог омрачить радость победы немецкой команды, завоевавшей «Международный трофей», и команды Великобритании, ставшей обладательницей «Серебряного кубка».

 

И в Гармиш-Партенкирхене тоже дождь

 

Рекордное количество участников прибыло на Международные шестидневные мотоциклетные соревнования в 1934 г. — 209 гонщиков. Старт был дан в альпийском Гармиш-Партенкирхене. За «Международный трофей» и в этот раз вступили в борьбу только четыре команды, однако за «Серебряный кубок» боролись 12 национальных, 33 заводских и 24 клубные команды.

 

Проверка и маркировка мотоциклов проводились на огороженной стоянке, которую продолжительный дождь превратил в настоящее озеро. Но, несмотря на это, контроль был проведен тщательно и строго. Стартовали 27 августа в 6 ч утра. Первый горный этап был особенно сложен для мотоциклов с коляской.

 

На следующий день ситуация еще более ухудшилась. Подъем в гору Фадинг из-за дождя стал не под силу мотоциклам с коляской. Они заблокировали трассу, и несколько мотоциклов получили штрафные очки. Однако после заседания судейской коллегии штрафные очки этого этапа были аннулированы.

 

Трудности, связанные с ездой в горных условиях, продолжались и на третий день. На одном из подъемов многие уставшие гонщики рады были возможности воспользоваться посторонней помощью, так как мотоциклы с колясками опять загородили подъем для гонщиков-одиночников. Обращение к помощи со стороны означало нарушение правил ФИКМ и дисквалификацию, однако условия были настолько исключительными, что после бурных споров судейской коллегии каждый из этих гонщиков был оштрафован лишь на 50 очков.

 

Эти проблемы не коснулись гонщиков немецкой и итальянской команд, боровшихся за «Международный трофей». На участке в Фюссене разыгралась заключительная драма. На последнем часовом круге еще вели итальянцы с перевесом в 4 с, но на финише они были все же на 6 с позже немцев. И те, и другие закончили соревнования без штрафных очков. Третьими были англичане с одним штрафным очком, четвертыми — спортсмены Чехословакии — с 317.

 

За «Серебряный кубок» на заключительном скоростном этапе в часовой гонке англичане боролись с ирландцами. Команда Чехословакии была пятой с 27 штрафными очками.