Чехословакия или ФРГ? (1954-1959 гг.)
Англичане на конгрессах ФИМ стали предлагать проекты замены основных пунктов правил соревнований с целью обеспечения себе будущих побед. Вместо заключительной часовой гонки они предложили учитывать время, необходимое для быстрого пуска двигателя. Когда же с их доводами не согласились, они потребовали, по крайней мере, снижения разности времени прохождения дистанции в пользу более мощных мотоциклов. При критической оценке этого предложения следует признать, что оно было правильным. Однако уважаемые и достаточно искушенные деятели ФИМ тогда еще не оценили быстрое развитие двухтактных двигателей низших и средних классов. Кроме того, на мотоциклах большого объема выступали только англичане, поэтому голосование не могло быть в их пользу.
Одобрено было лишь сокращение времени утренней подготовки мотоциклов с 15 до 10 мин. Кроме того, были введены большие и обычные золотые медали, что учитывало разницу условий соревнований: для гонщиков, борющихся за оба главных трофея, и для заводских команд время соревнований было на 10 % меньше, чем для одиночек и для клубных команд.
Успешное использование задних маятниковых вилок в Великобритании
Основные изменения в конструкции ходовой части дорожных мотоциклов «Ява» и 43 были внесены в спортивные, где и прошли проверку. Рамы с задней телескопической подвеской были заменены новыми рамами с задней качающейся вилкой. Еще одним новшеством было применение гидравлических амортизаторов в обеих подвесках.
Чехословацкие мотоциклы были хорошо подготовлены к Международным шестидневным соревнованиям 1954 г. Они отличались более совершенными источником питания и фарой, что положительно сказывалось при прохождении ночных этапов.
20 сентября 1954 г. в понедельник в Лландриндод-Уэлсе соревнования начались с традиционных неурядиц. На промежуточных пунктах контроля времени, хотя и указанных в маршруте, никого не было. Однако наибольшие сложности возникали из-за плохо обозначенного маршрута. Гонщики блуждали, получали штрафные очки, а при возвращении, то есть езде против движения, дело доходило и до аварий. Судейская коллегия во время вечернего заседания опять аннулировала некоторые штрафные очки. Так, после долгих дебатов был аннулирован штраф Б. Роучки из команды Чехословакии, боровшейся за «Международный трофей». В поисках маршрута он столкнулся с другим гонщиком и не доехал до пункта контроля времени из-за поломки передней вилки мотоцикла. Роучке было разрешено в порядке исключения потратить 30 мин утром на приведение мотоцикла в готовность.
На второй день беспорядок на маршруте создали заблокировавшие трассу мотоциклы с колясками, но и в этот раз судейская коллегия была снисходительна. В результате к третьему дню соревнований в среду утром из шести команд, боровшихся за «Международный трофей», пять не имели штрафных очков.
Еще большее оживление на старте вызвал гонщик итальянской команды Феноккио на «Джилере 150». Его мотоцикл при старте воспламенился. Итальянец быстро погасил пожар, но при следующей попытке пуска мотоцикл был опять объят пламенем. Лишь в последнюю секунду третьей разрешенной минуты ему удалось стартовать.
При дождливой погоде пятого дня соревнований и до заключительной часовой гонки шестого дня без штрафных очков в борьбе за «Международный трофей» остались только команды Великобритании, хозяев соревнований и Чехословакии.
Энергично пройдя маршрут, победили гонщики Чехословакии в составе Пудила, Б. Роучки, Климта, Кубеша и Шедины, уверенно оставив позади английских гонщиков с их мотоциклами и на их собственной территории. «Серебряный кубок» получила команда Нидерландов.
«Серебряный кубок» из дождливого Готвальдова
Пожелание спортивной комиссии ФИМ о выявлении победителя «Серебряного кубка» по результатам всего маршрута, а не заключительной часовой гонки, выполнили организаторы следующих соревнований. В Готвальдове дождь пошел уже за два дня до начала соревнований. Твердая и пыльная трасса в Моравии и Западной Словакии, так хорошо запомнившаяся участникам в 1953 году, изменилась до неузнаваемости.
Хорошая организация соревнований была следствием труда организаторов и помощи государственных органов Чехословакии. Исключительно четкой была маркировка маршрута, медицинское обслуживание обеспечивали 78 врачей, 4000 медсестер и 125 санитарных машин. Между всеми пунктами маршрута была налажена радиосвязь. Выбор некоторых участков маршрута был, однако, не совсем удачным.
Конец первого дня соревнований был омрачен. При проезде через Готвальдов итальянский гонщик Серафини столкнулся с автомобилем и получил сильную травму. Из-за этого инцидента итальянская команда на следующий день прекратила соревнования.
Следующий этап соревнований проходил по маршруту первого, но в обратном направлении.
Но тридцатичасовой дождь полностью изменил его характер. К критической ситуации во второй половине дня привели мотоциклы с колясками, которые заблокировали трассу. В связи с этим опоздание некоторых гонщиков исчислялось не минутами, а часами. Холм Соланец стал ассоциироваться с непрерывным дождем.
После длительных ночных дебатов судейская коллегия приняла следующие решения: послеобеденное время второго этапа и его результаты полностью аннулируются; к старту третьего дня допускаются те гонщики, которые сами привели свои мотоциклы на стоянку, а также те, мотоциклы которых были доставлены организаторами; для ремонта поврежденных мотоциклов гонщикам предоставляется 1 ч.
После второго дня соревнований за «Международный трофей» без штрафных очков шла только команда ФРГ. Следующими были команда Чехословакии (3 штрафных очка), Австрии (101), Великобритании (124) и Швеции (300). Гонщики Чехословакии, фавориты прошлогодних выступлений, были оштрафованы за задержку при ремонте шин.
Руководство команды ФРГ сделало вывод из прошлых успехов чехословацких мотоциклистов. Теперь они использовали не тяжелые БМВ, а мотоциклы ДКВ и «Майко» средних классов.
Последние три этапа уже не могли изменить расстановку команд. Перед заключительной часовой гонкой мотоциклисты, боровшиеся за «Международный трофей» и «Серебряный кубок», должны были слить из баков бензин, так как правила соревнований позволяли применять любой бензин на всех этапах, кроме заключительного. Часовую гонку мотоциклисты должны проходить на стандартном топливе, которое обеспечивает организатор соревнований.
Эту гонку по кольцевой трассе в Готвальдове команда ФРГ прошла без штрафных очков. В результате борьбы за «Международный трофей» победила команда ФРГ, не получив ни одного штрафного очка, следующей была команда Чехословакии с 29 штрафными очками, затем команда Великобритании — 329 очков.
В борьбе за «Серебряный кубок» победила команда В Чехословакии в составе Соучека, Поланки, Штастки на мотоциклах 43 150, опередив также не имевшую штрафных очков команду А Польши на мотоциклах «Ява» более ранних образцов и команду В ФРГ на мотоциклах НСУ с четырехтактным двигателем.
Разнообразие конструкций мотоциклов
В тяжелых условиях шестидневных соревнований 1955 г. лучше всего себя показали мотоциклы классов до 175 и 250 см3. Их было всего 56, но с их помощью было завоевано 43 золотые медали.
Эти соревнования вообще отличались пестротой мотоциклетной техники. Первое, что бросалось в глаза при осмотре мотоциклов на стоянке, это застой в развитии английских мотоциклетных фирм. На их мотоциклах не было практически никаких новшеств, кроме коробки передач «Триумфа 200», которая была выполнена отдельно.
Мотоциклы Чехословакии уже традиционно выделялись своими целесообразными внешними формами. На дорожных мотоциклах были использованы 16-зубчатые колеса.
Западно-германские и итальянские мотоциклы демонстрировали пути дальнейшего развития конструкции мотоциклов. Четырехтактный двигатель на мотоциклах «НСУ Макс 250» и двухтактный на «Цюндапп 250» были подвешены под рамой с помощью только одного держателя. Интерес представлял мотоцикл БМВ 250 с приводом на заднее колесо карданным валом и одноцилиндровым двигателем, а также мотоцикл ТВН 350 с двухпоршневым двигателем. Сенсацией стал дорожный мотоцикл «Виктория Свинг» с продольным оребрением почти горизонтального цилиндра и коробкой передач, управляемой кнопкой. Он представлял собой модернизированный вариант мотоцикла с двигателем с рабочим объемом 200 см3.
Сравнительно легкую конструкцию имели итальянские мотоциклы «Джилера 175» и «Лаверда 100» с четырехтактным двигателем.
Среди тяжелых мотоциклов с колясками, снабженных четырехтактными двигателями, белыми воронами выглядели мотоциклы марки НСУ 250 массой всего 62 кг.
Перспективным новшеством в спортивных мотоциклах было зажигание двумя свечами или одной, но с возможностью переброса кабеля на другую. При дождливых условиях соревнований с влажными катушками и контактами это решение было, пожалуй, наибольшим техническим достижением в шестидневных соревнованиях 1955 г.
Победы в Гармиш-Партенкирхене в 1956 г.
За «Международный трофей» должны бороться шесть гонщиков на мотоциклах не менее трех классов, а за «Серебряный кубок» — четыре гонщика на мотоциклах по крайней мере двух классов. Такой состав определяли правила 31-х ежегодных Международных шестидневных соревнований, проходивших в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ). По сравнению с предыдущим летом число участников увеличилось за счет команды СССР, которая приехала набираться опыта, а также гонщиков ГДР, стартовавших в одной команде со спортсменами ФРГ.
Техническая приемка мотоциклов прошла в течение двух дней при безупречной организации. Из 320 мотоциклов было принято 313, на каждом из которых краской и пломбами отмаркировано 35 деталей.
После ночного дождя погода прояснилась, но дорога оставалась заболоченной. Разнообразие в первый день соревнований внесли многократные пересечения вброд реки Исар.
Черным для фаворитов был второй день соревнований. Итальянец Саини застрял в болоте, но еще хуже пришлось другому итальянцу по фамилии Д. Ара из команды, боровшейся за «Международный трофей». Ему пришлось прямо среди болота ремонтировать незакрытую цепную передачу, в результате чего он получил одно штрафное очко. Во вторник потеряли все надежды на победу и немецкие гонщики. Боднер, член команды, боровшейся за «Международный трофей», после поломки своего мотоцикла ДКВ заменил его мотоциклом той же марки другого гонщика (Г. Отто), который в интересах команды выбыл из соревнований. После того как эта махинация открылась, оба гонщика были, конечно, дисквалифицированы.
Третий день благодаря прекрасной погоде прошел спокойно, но без штрафных очков к этому времени оставались лишь две команды — Чехословакии и Великобритании.
Гора Эттальберг со своим крутым подъемом на четвертом этапе осталась незабываемым воспоминанием для участников шестидневных соревнований. Мотоциклы с колясками здесь было разрешено толкать зрителям и организаторам, чтобы соревнования вообще не оказались законченными в этом трудном месте. Англичане хорошо преодолевали подъем на своих тяжелых мотоциклах, но из-за лопнувшей рамы на одном из мотоциклов команда Великобритании получила 30 штрафных очков.
Заключительный этап соревнований прошел по сценарию руководителя чехословацкой команды, боровшейся за «Международный трофей», который призывал своих гонщиков к осторожности и рассудительности в последней часовой гонке.
Команда Чехословакии в составе Соучека, Б. Роучки, выступавших на мотоциклах Ч3 125, Пудила, Поланки на мотоциклах Ч3 150, а также Климта, Шедины на «Явах 250» победила в этих соревнованиях, итальянская команда была второй с одним штрафным очком, а третьей — команда Великобритании с 300 штрафными очками.
Тактика, предложенная руководителем чехословацкой команды, боровшейся за «Международный трофей», не оправдала себя на заключительном 7-километровом круге, по которому шли пять команд, боровшихся за «Серебряный кубок» и не имеющих штрафных очков. После жестокого боя победили гонщики-любители из Нидерландов благодаря в основном молодому гонщику Янсену, выступавшему на мотоцикле ЧЗ 125.
Конец эры четырехтактных двигателей?
В соревнованиях 1957 г., проходивших в Шпиндлерове Млине в горах Крконоше (Чехия), большинство участников учли опыт прошлых лет. Больше стало легких мотоциклов, снабженных двухтактным двигателем с рабочим объемом 250 см3. Из 246, вышедших на старт, их было 110; 56 мотоциклов было класса 175 см3, 44 — до 125 см3, 29 — до 350 см3, 4 — до 100 см3, только два мотоцикла имели двигатели класса 500 см3 и один — 650 см3. Мотоциклы с колясками впервые по решению ФИМ не участвовали в соревнованиях.
Только 9,8 % мотоциклов имело четырехтактные двигатели. К ним относятся мотоциклы «Симсон» из ГДР), НСУ и «Виктория» из ФРГ, легкие итальянские мотоциклы «Лаверда», «Джилера» и «Каприола» и английские «Триумф» и БСА.
Все двигатели имели сравнительно низкую степень сжатия, так как работали на бензине с октановым числом 80.
Мотоциклы фаворитов, то есть гонщиков ФРГ (рис. 55) и Чехословакии, имели в основном колеса больших диаметров: передние 21", задние 19".
Команда Чехословакии, боровшаяся за «Международный трофей», шла на легких мотоциклах ЧЗ 125 и ЧЗ 175 с зажиганием от магнето и четырехступенчатой коробкой передач, а также на мотоциклах «Ява 250» с одноцилиндровым и «Ява 350» с двухцилиндровым двигателями. Последние имели зажигание от аккумулятора, коробку передач с контрприводом и автоматическим выключением. Как и у дорожных мотоциклов этой же марки, рамы были изготовлены из труб четырехгранного сечения.
Из мотоциклов ФРГ наибольшего внимания с технической точки зрения удостоились мотоциклы НСУ классов 175, 250, 300 см3 с четырехтактным двигателем и верхним расположением распределительного вала. Но команда, боровшаяся за «Международный трофей», пользовалась более совершенными, легкими и простыми мотоциклами «Майко» и «Цюндапп». Мотоциклы обеих марок имели двигатели с рабочим объемом до 250 см3. Чтобы получить мотоциклы еще одного, третьего, класса, рабочий объем двигателей был увеличен: у марки «Цюндапп» до 262 см3, у «Майко» до 272 см3. Конструктивной особенностью мотоцикла «Майко» была рама, выполненная замкнутой, с очень большим внутренним объемом. «Цюндапп» был оборудован передней и задней маятниковыми вилками.
В соревнованиях участвовало 54 гонщика из Чехословакии, столько же выступало за объединенную команду ФРГ и ГДР, из них 38 были представителями ФРГ и 16 — ГДР. От Великобритании выступали всего 7 гонщиков, причем четверо из них шли на мотоциклах чехословацкого производства.
Холодно и моросит
Чехословацкие организаторы решили ограничить влияние погоды а ход соревнования, поэтому вместо Готвальдова они предложили маршрут по каменистым дорогам Крконоше. Однако это не помогло: камни под дождем стали скользкими, а пыльную глину Моравии дождь и колеса мотоциклов превратили в бездонное болото. Погода превзошла все пессимистические предсказания. Холодно и дождливо стало уже во время трехдневного технического осмотра мотоциклов и в первый день соревнований. 15 сентября, в воскресенье, продолжительный дождь на Крконоше еще более усилился. Послеобеденная часть соревнований проходила по так называемым «Синим камням», настолько сильно заболоченным, что их синяя окраска, давшая им название, была не видна.
На второй день к дождю добавились ледяная крупа, снег и туман. Даже старожилы не помнили другого сентября с белыми заснеженными вершинами гор.
В течение третьего дня соревнований только моросило и был туман, на четвертый опять пошла густая пороша, и гонщикам пришлось преодолевать снеговые участки. Дождь пятого дня соревнований не был таким уж сильным, но зато не прекращался в течение всего дня. В пятницу в конце концов прояснилось.
Путь к победе команды ФРГ значительно усложняли гонщики Чехословакии до тех пор, пока у них не отказали коробки передач на мотоциклах ЧЗ — первая на мотоцикле Поланки. В результате чехословацкие гонщики, боровшиеся за «Международный трофей», получили 500 штрафных очков, а вместе с ними потеряли надежду на успех.
Из итальянской шестерки до финиша доехали лишь двое на мотоциклах «Джилера 175». Более слабые мотоциклы сошли с маршрута на третьем и четвертом этапах.
Довольно курьезной была ситуация и среди команд, боровшихся за «Серебряный кубок», где победила чехословацкая команда А на мотоциклах «Ява» в составе трех гонщиков. Из 20 стартовавших команд с четырьмя гонщиками, в каждой до финиша добрались всего три с тремя гонщиками, восемь — с двумя, шесть — с одним. Три команды выбыли из борьбы на первых четырех этапах.
Историческая победа команды Чехословакии
Двадцать чехословацких гонщиков на мотоциклах «Ява» и Ч3 стартовали на 33-х Международных шестидневных соревнованиях в Гармиш-Партенкирхене и все 20 получили золотые медали. Команда Чехословакии в составе Климта, Шедины, Матейки, Поланки, Пудила и Б. Роучки на мотоциклах «Ява 250», «Ява 350», Ч3 175 и Ч3 125 завоевали «Международный трофей», кроме того, в борьбе за «Серебряный кубок» также победила команда Чехословакии, были выиграны первенства среди заводских и клубных команд. Такого успеха за всю историю шестидневных соревнований еще никто не достигал.
В чехословацкие мотоциклы при подготовке к соревнованиям не вносилось никаких коренных изменений. Лишь благодаря незначительным модернизациям и большому вниманию при подготовке мотоциклов был достигнут такой успех.
На мотоциклах ЧЗ была улучшена вся трансмиссия, а у мотоцикла «Ява» были модернизированы алюминиевые цилиндры с штампованными гильзами, а также установлены новые задние рессоры и амортизирующие элементы. Победе способствовали и колеса «Барум» с традиционно хорошей резиной.
А как остальные?
Организаторы приложили немало труда для обеспечения нормального хода всех этапов соревнований и выбора подходящей трассы. Несмотря на то что трасса не была легкой, а периодически повторяющийся дождь ее еще больше усложнял, между тремя командами, боровшимися за «Международный трофей», и пятью командами, разыгрывавшими «Серебряный кубок», все решилось лишь в заключительной часовой гонке.
Хозяева соревнований проиграли гостям в заключительной гонке из-за прогоревшего поршня в мотоцикле «Цюндапп 250» у гонщика Хесслера. Итальянцы на легких мотоциклах «Джилера» с четырехтактным двигателем и параллельными клапанами на время часовой гонки установили скоростную передачу, но этим скорее навредили своим двигателям, чем помогли. Для конкуренции мотоциклам с двухтактным двигателем их не хватило.
ГДР впервые послала своих гонщиков под своим флагом. Им все же не хватало пока опыта международных соревнований. Интересной и перспективной была конструкция крышки с двумя профилированными резиновыми трубками на цепном приводе у их мотоциклов МЦ.
Англичанам пришлось осознать, что старыми заслугами гордиться можно, но нельзя долго побеждать. Однако они продолжали оставаться верными классу выше 350 см3. Двое из шести гонщиков их команды, боровшейся за «Международный трофей», сошли с дистанции уже во второй день.
Еще одна победа гонщиков Чехословакии
Автомотоклуб Чехословакии, конечно же, использовал свое право на организацию 34-х Международных шестидневных мотоциклетных соревнований в 1959 г. Для обеспечения лучших бытовых условий гонщикам центром соревнований был опять избран Готвальдов. Первый этап для знакомства с условиями соревнований был более легким, и для исключения очень поздних прибытий на финиш уже в темное время суток трасса была значительно сокращена, приблизительно на 300 км.
Соревнования отразили тенденции производства мотоциклов в западно-европейских странах в то время. В конце 50-х годов небывало возрастает спрос на автомобили, а сбыт двухколесных моторизованных средств передвижения затрудняется.
Одновременно с этим все более широким становится участие в шестидневных мотоциклетных соревнованиях социалистических стран.
Во время заключительной часовой гонки были установлены следующие средние скорости: для мотоциклов класса 75 см3 — 58 км/ч, 100 см3 — 64 км/ч, 125 см3 — 68 км/ч, 175 см3 — 75 км/ч, 250 см3 — 82 км/ч, 350 см3 — 89 км/ч, свыше 350 см3 — 95 км/ч.
Восемь команд, боровшихся за «Международный трофей»
1. Чехословакия—1 штрафное очко.
Успех чехословацких мотоциклистов в Гармиш-Партенкирхене еще более возрос — все 46 чехословацких гонщиков дошли до финиша. В борьбе за «Международный трофей» победила команда в составе: В. Шедина — мотоцикл «Ява 350», С. Климт — «Ява 250», А. Матейка — «Ява 250», И. Пудил — ЧЗ 175, 3. Поланка — ЧЗ 175, Б. Роучка — ЧЗ 125. Штрафное очко получил Поланка за невыполнение стартовых испытаний в первый день соревнований. Любопытно, что ни на «Яве», ни на ЧЗ не было никаких замен. Кроме того, гонщики Чехословакии победили на «Явах», опередив свою же команду В на мотоциклах ЧЗ также и в борьбе за «Серебряный кубок».
2. Италия — 206 штрафных очков и 3248,7 дополнительных.
Итальянские гонщики шли на двух мотоциклах «Каприоло 125», имевших двигатель с верхним расположением распределительного вала и необычными плоскими кулачками на вертикальном кулачковом вале, и на четырех мотоциклах «Гуцци 175» и «Гуцци 250».
Из-за трудностей при старте и разгоне итальянцы монтировали на двигателе разогревающие свечи. Надежды на успех пропали, когда у одного из мотоциклов «Гуцци 250» прогорел поршень.
3. ГДР — 206 штрафных очков и 2673,9 дополнительных.
Гонщики ГДР впервые стартовали в борьбе за «Международный трофей». Мотоциклы МЦ 175 и МЦ 250 с двухтактным двигателем привлекали своей надежностью, мощностью и, главное, подвеской обоих колес, которая хорошо показала себя до самого финиша. Однако не оправдали себя мотоциклы «Симсон» с четырехтактными двигателями.
4. СССР — 300 штрафных очков.
Команда СССР стартовала только в шоссейной гонке.
5. Швеция — 801 штрафное очко.
У гонщика Скогсмо на мотоцикле «Монарк 125» в первый день соревнований отказал ручной тормоз, и в течение разрешенного утреннего времени он сумел наладить задний тормоз так, что им можно было управлять также и рукой. Технические арбитры, однако, оценили его как «два независимых друг от друга тормоза», и гонщик был снят с соревнований.
6. ФРГ—1000 штрафных очков.
Тысячу очков ровно поделили гонщики Граф на мотоцикле «Цюндапп», у которого сгорело сцепление, и Кампер на «Майко» с поврежденной передней вилкой.
7. Великобритания — 1301 штрафное очко.
8. Польша — 1640 штрафных очков.