Соперничество равных (1986-1987 гг.)
Новые конструктивные усовершенствования мотоциклов «Ява»
В сезоне 1986 г. мотоциклы «Ява 125» выступали со значительно облегченным двигателем. Величина хода поршня и диаметр цилиндра по сравнению с предыдущими не изменились, но дисковый золотник газораспределения впускной системы был дополнен лепестковым клапаном. Впускной канал стал разветвленным при входе в картер двигателя и в цилиндр. Была сохранена система принудительного охлаждения при малом количестве воды. Новой стала система привода с шестиступенчатой коробкой передач и регулировочной вилкой с фиксатором, заменившая прежний более массивный механизм с перемещающимися в цилиндрической кулисе втулками.
Спортивные мотоциклы «Ява 250» и «Ява 500» впервые также были оборудованы системой водяного охлаждения, что обеспечило значительное снижение шума. Таким образом, новый двигатель стал значительно более мощным, с ровным без вибраций ходом и стабильной мощностью.
Мощные мотоциклы «Ява 560», как и прежде, имели четырехтактные двигатели «Ротакс» с четырехклапанной головкой цилиндра и газораспределением по типу ОГЦ. Однако мотоцикл «Ява 560» в 1986 г. имел новую конструкцию ходовой части с центральным амортизатором в виде пружины, внутри которой проходит патрубок глушителя шума. Кроме того, передняя часть рамы изготовлена из штампованных профилей, сваренных таким образом, что внутренняя полость рамы используется в качестве топливного бака. За счет такого перераспределения топливной емкости образовалось дополнительное пространство для размещения глушителя и воздушного фильтра.
Чемпионат Европы начался в Великобритании
Организаторы соревнований 1986 г. в Великобритании проложили маршрут вокруг городка Бордон, расположенного приблизительно в 100 милях от Лондона. Участники предполагали, что их ждут типичные для Великобритании торфяники, водные преграды и топи. И они были очень удивлены, когда узнали, что маршрут скорее напоминал Нидерланды — песок, песок и еще раз песок. Вспомнились шестидневные соревнования 1984 г., и радужное настроение в команде ЧССР сразу исчезло. Типично неанглийский маршрут, к сожалению, сопровождался типично английской погодой: постоянная непрекращающаяся морось насквозь увлажнила песок.
Гонщики команды ЧССР на своих мотоциклах с двухтактными двигателями шли ровно, с неплохими результатами, а выступление Й. Хованчика можно признать просто отличным.
В классе мотоциклов с четырехтактным двигателем в первый день соревнований лидировал С. Шрам, но на следующий день первенство захватил И. Хованчик. Он неплохо шел и в первый день соревнований, однако его несколько сдерживали неполадки с тросиком соединительной муфты. В воскресенье Хованчик без особых сложностей обошел шведа Густавссона, давнего специалиста по преодолению песчаных трасс. В целом результаты соревнований в Великобритании были весьма благоприятны для гонщиков ЧССР. На песчаной трассе на этот раз хорошо показали себя и шины четвертой, «нестираемой» модификации.
Соревнования в Испании, также как и в Великобритании, были прекрасно организованы. Условия, однако, оказались весьма сложными: гонщики преодолевали каждый день по 300 км в трудных горных условиях, в первый день — при пасмурной погоде, во второй день — при тропической жаре и пыли. В маршрут были включены и чрезвычайно трудные, едва преодолимые участки. Мотокроссовые испытания проходили на сплошном каменистом отрезке маршрута. Таким же сложным был и участок для специальных испытаний.
В классе мотоциклов с четырехтактным двигателем чехословацкий гонщик Хованчик очень огорчил шведскую команду, опередив их «звезду» Густавссона на целых 10 с. Затем Хованчик опережает шведа на 12 очков, его может остановить только техническая поломка или травма.
Скандинавия — для Густавссона
Песок, камни, белые ночи и замечательные успехи на маршрутах классических испытаний — так в общих чертах можно охарактеризовать следующие два этапа чемпионата Европы в Скандинавии. Первый из них проходил в окрестностях финского города Лахти.
Й. Хованчик, проявив значительную силу воли и твердость характера, доказывал своему главному сопернику Густавссону, что достиг абсолютных вершин мастерства, и задавал тон соревнований. Он победил соперника в мотокроссовых испытаниях. Однако в длительных специальных испытаниях более низкая масса и более высокая мощность мотоцикла «Хускварна», на котором выступал Густавссон, должны были сказаться. Результатом этого стали лишь вторые места для чехословацкого гонщика.
Организаторы соревнований в Швеции, видимо, решили, что в маршрут вообще не следует включать более благоустроенные участки. Таким образом, целых 600 км гонщики вынуждены были преодолеть в труднейших условиях пересеченной местности. Этот маршрут не смогли преодолеть более 60% гонщиков. В сложном положении оказался и Хованчик на своем мотоцикле с четырехтактным двигателем, хотя все еще продолжал лидировать, привлекая к себе пристальное внимание соперников и их групп обслуживания. Хованчик приехал в Швецию после первого круга без одиннадцати спиц заднего колеса, но сумел обойти всех, кроме Густавссона. После тщательного ремонта мотоцикла Хованчик был готов на следующем этапе возглавить борьбу своей команды, но повредил правую подножку мотоцикла о камень и больше круга ему пришлось проехать, по существу, без заднего тормоза. При этом он занял второе место. Чемпионат Европы предполагалось продолжить еще в двух странах, однако Австрия отказалась принять эстафету, таким образом, предстоял еще этап в ГДР.
Хованчик становится чемпионом
Чемпионат Европы по мотоциклетному спорту для мотоциклов класса 500 см3 с четырехтактным двигателем заканчивался весьма драматично. Гонщик из команды ЧССР Й. Хованчик все этапы соревнований прошел, опережая на одно очко своего наиболее упорного соперника, прошлогоднего чемпиона шведа Т. Густавссона, выступавшего на мотоцикле «Хускварна».
В районе соревнований, в Оденхейме, царила солнечная и сухая погода. Маршрут мотокросса наполовину был скоростным, что очень устраивало Хованчика. Вторая половина маршрута была более технически разнообразной. Мотокросс проводился каждый день в два приема. Специальные испытания на отрезке менее 2 км представляли собой соревнования на ускорение. Для Хованчика последний этап чемпионата начался не очень успешно. В первый день он упал, его четырехтактный двигатель «Ротакс» на мгновение заупрямился на старте, из-за чего Хованчик потерял около 11 с. Зато на специальных испытаниях старт был более удачным, и ему удалось наверстать упущенное.
Субботний день соревнований ознаменовался завоеванием еще двух очков, но эта победа еще ничего не определила. В специальных соревнованиях между Хованчиком и Густавссоном продолжалась острая борьба. Перед последним решающим мотокроссом вдруг пошел сильный ливень, и гонщики уже на старте были обрызганы грязью. На этом этапе Густавссон получил 316,14 очков. Хованчик выбрал удачную тактику и, когда пересек финишную черту, его результату не хотели верить тренеры — 306,06 очков!
Последний результат стал решающим гонщик команды ЧССР Й. Хованчик стал чемпионом.
В Италии — все для итальянцев
Колыбелью итальянского мотоциклетного спорта является город Бергамо, расположенный на севере страны, и его окрестности. Здесь с 8 по 13 сентября 1986 г. проходили 61-е Международные соревнования эндуро. Центром соревнований на этот раз был курортный город Сан-Пеллегрино, который несколько потерял свой былой блеск: сюда уже несколько лет никто не приезжал, отели были закрыты. Они не открылись и для участников шестидневных соревнований.
В Сан-Пеллегрино прибыло всего двадцать шесть команд, некоторые из них были весьма многочисленными, другие состояли всего из одного-двух гонщиков. Наиболее многочисленной была, разумеется, команда Италии (83 гонщика), из ФРГ прибыл 31 гонщик, из США и Великобритании — по 28; Франция прислала команду из 21, а Австралия — из 18 спортсменов.
Первый этап соревнований был наиболее продолжительным и составлял 282 км. Он был не слишком трудным и, как сказал чехословацкий гонщик И. Цисарж, вполне подходящим для разгона. Не закончили этот этап только четыре гонщика, три из них — из-за травм.
Второй этап был более коротким — 208 км. Сначала казалось, что решающими будут результаты специальных испытаний. Итальянцы рассчитывали получить здесь решающий перевес, но гонщики ЧССР показали высокую подготовку и не позволили им этого. Во время второго круга при сильном ливне произошло непредвиденное. Маршрут мотокросса был проложен резко вверх, к вершинам гор. В сложных погодных условиях небольшая часть гонщиков еще продолжала путь, многие хоть и продолжали мужественно бороться, но безнадежно застряли. А основную массу гонщиков организаторы соревнований направили обходным путем к следующему контрольному пункту. Однако этот путь не включил в себя участки мотокроссовых испытаний. Когда же на одном из подъемов застрял на мотоцикле «Хонда» с четырехтактным двигателем Ориоли, член итальянской команды, боровшейся за «Мировой трофей», руководители соревнований решительно настояли на изменении маршрута всего круга.
Третий этап за малым исключением проходил по асфальтовой дороге. Гонщики преодолели его за 25—30 мин.
Вторая часть шестидневных соревнований началась необычно: шеф города Рисо запретил проезд через город. Тогда организаторам соревнований пришлось разместить пункт контроля времени дальше на 2 км. На этот этап было прибавлено 2 мин, чего было недостаточно.
Итак, наступила пятница, к этому времени команда ЧССР уступила второе место в борьбе за «Мировой трофей». И. Цисарж потерпел аварию у восьмого контрольного пункта. Он получил рваную рану на лице. Это вызвало опоздание на контрольный пункт, и команда ЧССР, оштрафованная на 120 очков, отступила на третье место, пропустив вперед шведов. Пострадавший И. Цисарж, однако, не только закончил пятый этап, но и прошел весь маршрут соревнований до конца. Остальные пять гонщиков из команды ЧССР не поддались панике и сохранили боевой дух до последних метров заключительных гонок, происходивших в Фопполо.
В борьбе за «Мировой трофей» на 61-х Международных соревнованиях эндуро места распределились следующим образом: Италия (553,05 очков), Швеция (1065,60), ЧССР (1130,48), ФРГ (1382,09), ГДР (1481,31), США (1569,82), далее Франция, ПНР, Испания, Великобритания, Нидерланды, Австрия, Канада, Бельгия, Швейцария, Сан-Марино, Австралия, Финляндия. Результаты борьбы за «Мировой трофей» среди юниоров: Италия (234,74), ГДР (1134,90), ЧССР (1390,84), Великобритания (1866,35), Франция, ФРГ, Финляндия, Испания, Швеция, Нидерланды, Австралия, Мексика, США.
Чемпионат вновь проходит мимо Австрии
Последние чемпионаты Европы свидетельствуют о все более трудной борьбе команд и отдельных гонщиков за высшие титулы. В 1987 г. наиболее ровно шла борьба на мотоциклах с четырехтактными двигателями. Гонщики, занявшие два первых места, имели одинаковое количество очков, всего на одно очко было меньше у Густавссона.
Надо сказать, что австрийский этап чемпионата вновь, как и год назад, был отменен.
В Крконошах
Спустя двадцать лет Международные мотоциклетные шестидневные соревнования опять проходили в ПНР. Соревнования отличались сложностью маршрута и жестко определенным временем. Маршруты для специальных и мотокроссовых соревнований не были объявлены заранее, окончательная маркировка очередного этапа проводилась организаторами с утра, в день его прохождения.
В целом шестидневные соревнования в ПНР были организованы таким образом, что решающими оказывались результаты гонок между отдельными контрольными пунктами, а не скоростные участки маршрута по пересеченной местности, испытания на ускорение или специальные дополнительные испытания. Такой подход более справедлив. Правильно также то, что маршруты каждого этапа составлялись из наиболее разнородных участков, насколько это позволяли условия.
После первого этапа соревнований команда ЧССР, боровшаяся за «Мировой трофей», занимала третье место с 308 очками за командами ГДР и Франции. Во вторник на каменистой трассе специальных испытаний получил травму один из ведущих гонщиков национальной команды ЧССР Б. Последни. Он добрался до контрольного пункта, но продолжать борьбу не смог из-за сломанного левого предплечья. Как позднее выяснилось, у него была также травма на правой руке. Таким образом, начиная со второго этапа команде ЧССР начислялись ежедневно по 15 000 штрафных очков. Капитан команды И. Цисарж сказал: «Никого нельзя упрекнуть. Все стараются изо всех сил, а такое падение может произойти с каждым. Кто не рискует, тот ничего не сможет достичь в соревнованиях эндуро последних лет».
В борьбе юниоров за «Мировой трофей» от ЧССР выступало четверо гонщиков, средний возраст которых не превышал двадцати лет. Молодежь очень хорошо себя показала на скоростных соревнованиях, но общее занятое ими место выявило неопытность состава. Не проходило дня, чтобы кому-либо из них не приходилось по нескольку раз менять камеру заднего колеса. Хорошо еще, если гонщик — ловкий механик, но часто это влекло за собой опоздание на контрольный пункт и, как следствие, штрафные очки.
Таким образом, оба «Мировых трофея», как для взрослых, так и для юниоров, получили гонщики из ГДР, которые без срывов и неудач прошли от старта до финиша. Они показали пример исключительно ровной езды на любых участках между контрольными пунктами, а также на сложных маршрутах скоростных испытаний, доказав, что и гонщики и их мотоциклы были прекрасно подготовлены.
Следующей за командой ГДР (1363 очка) была команда Швеции (1996), затем Италии (2477), Великобритании (5929). Команда ЧССР заняла всего лишь девятое место (77928 очков). В борьбе за «Мировой трофей» для юниоров команда ГДР набрала 1517 очков. Далее шли команды Италии (1990), США (3366), Франции (5689) и ЧССР (8326).