От Чемпионата Европы до Чемпионата Мира по Мотокроссу
В 1957 году победителем первого Чемпионата Мира по Мотокроссу стал швед Билл Нильсон на мотоцикле АЖС (AJS). Это был период, когда доминировали три нации в Мотокроссе: Великобритания, Бельгия и Швеция. Первый Кубок Европы на мотоциклах класса 250cc был создан для повышения популярности этой развивающейся дисциплины. Этот Кубок проводился всего два года, первый выиграл немецкий гонщик Фриц Бецельбахер (Fritz Betzelbacher) на мотоцикле Мвйко (Maïco) и второй выиграл чех Яромир Чижек (Jaromir Cizek) на, хорошо известной советским мотолюбителям, Яве (Jawa). В 1959 году этот Кубок получил статус Чемпионата Европы.
Бельгийский гонщик Рене Баетен (René Baeten) на мотоцикле ФН (FN) в итоге стал Чемпионом Мира по Мотокроссу в классе 500cc в 1958 году, после того, как дважды финишировал вторым. Шведские гонщики, гоняющие на произведенных в Швеции мотоциклах, добились титулов в обоих классах в 1959 году: Стен Лундин (Sten Lundin) на мотоцикле Монарк (Monark) в классе 500cc, и Рольф Тибблин (Rolf Tibblin) на Хускварне (Husqvarna) в классе 250cc. В 1960 году, Билл Нильсон (Bill Nilsson) на Хускварне (Husqvarna) вернулся на вершину класса 500сс, когда как в классе 250cc Дэйв Биккерс (Dave Bickers) привел двухтактный мотоцикл Гривз (Greeves) к победе. Этого же результата он добился и в 1961 году, а тем временем Стен Лундин (Sten Lundin), в этот раз на мотоцикле Лито (Lito), также шведский мотоцикл, вернул себе титул Чемпиона Мира в классе 500cc. В 1961 году был проведен первый Трофей Наций (Trophée des Nations), то же самое, что и мотокросс наций, только на мотоциклах класса 250cc, а в 1962 году соревнования в классе 250cc приобрели статус Чемпионата Мира по Мотокроссу. Первым Чемпионом Мира в классе 250cc стал легендарный шведский гонщик Торстен Хальман на мотоцикле Хускварна (Husqvarna). Он выигрывал этот титул два года подряд, а его соотечественник Рольф Тибблин (Rolf Tibblin) сделал тоже самое в классе 500cc, также гоняя на Хускварне (Husqvarna). Великобритания нарушила полнейшее доминирование шведов, выиграв Трофей Наций (Trophée des Nations) в 1962 году и Мотокросс Наций (Motocross des Nations) в 1963 году. Но в 1964 году ситуация изменилась. Жоель Робер (Joel Robert) из Бельгии выиграл свой первый из шести титул на мотоцикле Чезет (CZ). В классе 500cc последним всплеском англичан был Джефф Смит (Jeff Smith) на мотоцикле БСА (BSA), который вырвал титул Чемпиона Мира 1964 года у Тибблина (Tibblin) в самой последней гонке, и в 1965 году, обогнав некоего Пауля Фридрихса(Paul Friedrichs), но это был последний всплеск прежней империи. Британские четырех тактники, тяжелые мотоциклы, они предназначены для дорог и обречены были на вымирание.
В 1965 году Виктор Арбеков стал первым русским Чемпионом Мира по Мотокроссу в классе 250сс. Он гонял на чехословацком мотоцикле Чезет, который хорошо известен тем любителям мотокросса, которые познакомились с ним до середины 90-х годов прошлого столетия. Арбеков многих удивил и обогнал Жоеля Робера и Дэйва Биккерса. Титул Чемпиона 1966 и 1967 годов достался вновь Торстену Хальману (Torsten Hallman), за ним оба раза приезжал Жоель Робер (Joel Robert). Но время бельгийца приближалось. Робер (Robert) выиграл пять подряд Чемпионатов Мира по Мотокроссу в классе 250cc с 1968 по 1972, год, когда родился его соотечественник Стефан Эвертс (Stefan Everts), человек, который побъет все его рекорды 30 лет спустя. Робер (Robert) полностью доминировал до 1972 года. В классе 500cc, три подряд титула - 1966, 1967 и 1968 годов добывает уроженец восточной Германии, Пауль Фридрихс (Paul Friedrichs). Еще один бельгиец в то время показался на горизонте, который стал и остается до сих пор широко известной фигурой общественности мирового Мотокросса - это Роджер Де Костер (Roger de Coster).
В 1968 году, шведский спортсмен Олле Петерсон (Olle Petterson) был первым, кто попробовал новый мотоцикл из новой страны в Чемпионате Мира по Мотокроссу в классе 250сс. После того, как японские производители вторглись в соревнования по дорожным мотогонкам, они начали готовить себе приземление и в Мотокроссе: Сузуки (Suzuki), которая предшествовала Хонде (Honda) и Ямахе (Yamaha) в дорожных гонках, была первая и на сцене мотокросса. Лучший результат Петерсона (Petterson) это два вторых места, в Бельгии за Сильвианом Гебоерсом (Sylvain Geboers), и в Нидерландах за Жоелем Робером (Joel Robert). Это был первый сигнал нашествия. В 1969 году Петерсон (Petterson) опять был единственным, кто гонял на Сузуки в классе 250cc и он занял третье место за Жоелем Робером (Joel Robert) и Сильвианом Гебоерсом (Sylvain Geboers) – оба все еще на заводских Чезетах (CZ). Но это был поворотный момент. В 1970 году было уже три желтых мотоцикла в классе 250cc и Жоель Робер (Joel Robert) стал первым Чемпионом Мира по Мотокроссу на японском мотоцикле, Сильвиан Гебоерс (Sylvain Geboers) занял второе место, у каждого из них было по четыре победы. Роджер Де Костер (Roger de Coster) все еще на Чезете (CZ), занял третье место, обогнав финна Хейки Миколу (Heikki Mikkola), который гонял на мотоцикле Хускварна (Husqvarna). В классе 500cc шведы продолжали доминировать, как гонщики, так и мотоциклы. Аберг (Aberg) выиграл свой второй титул, опередив Кринга (Kring) и Джонсона (Jonsson), Хаммаргрен (Hammargren) был пятым, все конечно же на мотоциклах Хускварна (Husqvarna).
В классе 250cc, Жоель Робер (Joel Robert) выиграл еще два титула Чемпиона Мира – оба раза впереди Хакана Андерсона (Hakan Andersson) и Сильвиана Гебоерса (Sylvain Geboers). В августе 1972 года, после четырех подряд побед, которые наверняка закрепили за ним очередной титул Чемпиона Мира, он принял участие в Гран При Бельгии Чемпионата Мира по Мотокроссу в классе 500cc в Намюре (Namur), и повредил там колено. Это был конец его бриллиантовой карьеры, Жоель (Joel) больше не выиграл ни одной гонки и титула в качестве гонщика. Много лет спустя он будет менеджером бельгийской команды, которая станет победительницей в Мотокроссе Наций (Motocross des Nations), но это совсем другая история.
В классе 500cc Сузуки (Suzuki) появилась в 1971 году в качестве мотоцикла Роджера Де Костера (Roger de Coster), который добился в этом году первого из своих пяти титулов - серия побед, которую прервал только "летучий финн" Хейки Миккола (Heikki Mikkola) на Хускварне (Husqvarna) в 1974 году. В 1971 году второе место занял Эйк Джонсон (Ake Jonsson) на Хускварне (Husqvarna), который был главным соперником Роджера, но в 1972 году Де Костер (De Coster) выиграл с большим отрывом от ветерана Пауля Фридрихса (Paul Friedrichs), который продолжал гонять на Чезете. В этом году появилась первая Ямаха (Yamaha) на трассе, ей управлял гонщик из Бельгии, высокий Яак Ван Вельтховен (Jaak Van Velthoven).
В 1973 году произошли некоторые изменения в правилах, в частности было введено минимальное ограничение по массе мотоцикла и два заезда с каждого этапа шли в зачет, а не один как раньше. В классе 500cc, Роджер Де Костер опять на Сузуки (Suzuki) выиграл свой третий титул Чемпиона Мира и он был единственный кто гонял на этом мотоцикле, тем временем Ямаха (Yamaha) доверила свой мотоцикл нескольким гонщикам, также как и Хускварна (Husqvarna), Майко (Maïco) и Чезет (CZ). Также одна Кавасаки (Kawasaki) присутствовала в классификации в руках некоего Брэда Лаки (Brad Lackey).
В классе 250cc, Ямаха (Yamaha) представила модель (YZ 250) с задней подвеской с качалками, на котором швед Хакан Андерсон (Hakan Andersson) выиграл свой первый титул. Немец Адольф Вейл (Adolf Weil) на мотоцикле Майко (Maïco) был его главным опонентом. Он даже опередил Микколу (Mikkola) в борьбе за второе место. Швед Торлеф Хансен (Thorleif Hansen) приехал четвертым на своем ноовом Кавасаки (Kawasaki). За ним приехали Советский гонщик Геннадий Моисеев на КТМ, чех Ярослав Фалта (Jaroslav Falta) на Чезете и американский гонщик Джим Померой (Jim Pomeroy) на Бультако (Bultaco).
В 1974 году Хейки Миккола (Heikki Mikkola) удачно пересел в класс 500cc - в первых трех Гран При он выиграл пять заездов и только один позволил выиграть Роджеру Де Костеру (Roger de Coster). Финн сумел удержать преимущество до конца сезона. На конец то появился второй гонщик на мотоцикле Сузуки (Suzuki) - Голландец Геррит Волсинк (Gerrit Wolsink) он финишировал четвертым за Адольфом Вейлом (Adolf Weil). В классе 250cc борьба развернулась между нашим соотечественником Моисеевым, Фалтой (Falta) и Гарри Эвертсом (Harry Everts). В итоге победителем вышел наш спортсмен, так как Фалта (Falta) был оштрафован на одну минуту после финиша второго заезда последнего Гран При за фальшстарт.
В 1973 году, начали проводить Чемпионат Европы в классе 125cc, который выигрывал два года подряд бельгиец Андре Мальерб (André Malherbe) на мотоцикле Цюндап (Zündapp). В 1975 году эти гонки приобрели статус Чемпионата Мира по Мотокроссу, который как будто бы был создан эксклюзивно для Сузуки (Suzuki) и для бельгийцев. Сузуки (Suzuki) стала первым производителем который добивался титула во всех трех классах, плюс они завоевали десять титулов подряд в классе 125cc. Первые три выиграл Гастон Рахье (Gaston Rahier), один достался японцу Акира Ватанабе (Akira Watanabe), три Гарри Эвертсу (Harry Everts), последний из которых в 1981 году, два Эрику Гебоерсу и один Микеле Ринальди (Michele Rinaldi), когда наконец финн Пекка Вехконен (Pekka Vehkonen) добился победы в 1985 году на мотоцикле Каджива (Cagiva).
В 1975 году два других титула также отошли бельгийским спортсменам. Роджер Де Костер вернул себе титул Чемпиона в классе 500cc и в классе 250cc титул в итоге достался Гарри Эвертсу (Harry Everts), которого он добился на мотоцикле Пух (Puch). За ним финишировал Андерсон (Andersson) на Ямахе (Yamaha). Так как у Хейки Микколы (Heikki Mikkola) не получилось отстоять титул в классе 500сс, он вернулся в класс 250cc в 1976 году и опередил Геннадия Моисеева в споре за звание Чемпиона Мира, когда как в классе 500сс Де Костер и Волсинк (Wolsink) финишировали первым и вторым, бельгиец обогнал Голландца всего на несколько очков. В следующем году Миккола (Mikkola) решил опять попытать счастье в классе 500cc и в этот раз, гоняя на мотоцикле Ямаха (Yamaha), он сумел обогнать и Де Костера, и Волсинка. Четвертое место занял Брэд Лакки (Brad Lackey) на мотоцикле Хонда (Honda) В классе 250cc Геннадий Моисеев выиграл второй свой титул, в этот раз бесспорно, он опередил еще одного знаменитого нашего соотечественника Владимира Кавинова и бельгийца Мальерба (Malherbe). Все троя были на мотоциклах KTM. В 1978 году Моисеев повторил свой успех и заработал третий титул Чемпиона Мира по Мотокроссу в классе 250cc, в конце долгой борьбы с Торлефом Хансеном (Thorleif Hansen). На Гран При США, стали постоянно выигрывать местные гонщики, американский мотокросс явно прогрессировал. В классе 500cc, Миккола (Mikkola) добился третьего титула, намного опередив Лакки (Lackey) и Де Костера (De Coster).
Дальше пришел сезон 1979 года. В классе 250cc швед Хакан Карлквист (Hakan Carlqvist) стал победителем на Хускварне (Husqvarna), тем временем в классе 500cc появилась Хонда (Honda) с большими амбициями: Грахам Нойс (Graham Noyce) и Андре Мальерб (André Malherbe) были заводскими гонщиками в погоне за титулом Чемпиона Мира, соперниками которых были все те же Волсинк (Wolsink) и Де Костер (De Coster) на Сузуках (Suzuki), Лакки (Lackey) на Кавасаки (Kawasaki) и Миккола (Mikkola) на Ямахе (Yamaha). В итоге Нойс (Noyce) победил, но битва была жесткая. Класс 500cc в то время привлекал больше внимания окружающих и производители вкладывали все больше и больше, но как долго это продлится?