В соревнованиях Эндуро преобладает Мотокросс (1975-1978 гг.)
Телеграфные агентства с чемпионата Европы 1975 г.
Ниже приведены кратко наиболее интересные события шестидневного чемпионата Европы.
15—16 марта. Испания, «Эсплуга де Франсоли». Мотоциклы «Джилера» не участвуют в соревнованиях. Итальянские гонщики привезли мотоциклы КТМ и СВМ.
12—13 апреля. ФРГ, Нойкирхен». В классах 50 и 75 см3 мотоциклы «Симсон» побеждают признанных фаворитов «Цюндапп» у себя дома.
3—4 мая. Франция, Бриуд. Соревнования, впервые проходившие во Франции, в прекрасном Центральном массиве, оказались хорошо организованными.
17—18 мая. ЧССР, Поважска-Бистрица. При испытаниях на ускорение установленный предел уровня шума 80 дБ (А) превратил соревнования в медленное передвижение. И все равно из 140 гонщиков 138 получили штрафные очки за превышение уровня шума.
1—2 июня. Италия, Алано ди Пиаве. Во всех классах до 250 см3 победили итальянцы.
14—15 июня. ПНР, Бельско-Бяла. Борьбу за высший титул в классе свыше 350 см3 выиграл Чепшива на мотоцикле «Ява». Титул чемпиона в классе 350 см3 для Машиты считается уже сам собой разумеющимся.
Новые правила шестидневных соревнований
Осенний конгресс ФИМ, проходивший в 1974 г. в Сан-Марино, внес в организацию Международных шестидневных соревнований новую классификационную систему, подобную системе, принятой на первенстве Европы. То, что прежде оценивалось в одно штрафное очко, теперь будет классифицироваться 60 очками одноразового штрафа. При этом допустимое время снижается на 2 мин.
С учетом сложности организации соревнований и ограничения времени наибольшее число участников теперь не должно превышать 300. При этом от каждой страны может быть заявлена только одна команда для борьбы за «Мировой трофей» и одна — за «Серебряный кубок», а также одна клубная и одна заводская команды.
Возможность участия от каждой страны только одной команды в борьбе за «Серебряный кубок» — наиболее существенное изменение в правилах.
Внесены также изменения в методику измерения уровня шума при испытаниях на ускорение. Теперь замеры шума должны производиться во второй и четвертый дни соревнований. За каждый децибелл, превышающий предельный установленный уровень, равный 80 дБ (А), гонщик штрафуется тремя очками.
ФИМ стала настолько состоятельной организацией, что смогла купить новый дом на берегу Женевского озера. Однако солидность не помешала этой организации по собственной нерасторопности создать английским организаторам немало дополнительных хлопот, вручив им новые правила всего за 10 дней до начала шестидневных соревнований и рекомендуя применять шины «Универсал». И все это дополнялось существенными отличиями между французским и английским текстами и очевидными ошибками.
Юбилейные 50-е Международные шестидневные соревнования
Дождь, сильный холод и туман — так характеризуют погоду в Англии опытные водители дорожных мотоциклов и спортсмены-мотоциклисты. Однако, как отмечалось выше, не бывает правил без исключений. Когда автору пришлось путешествовать на романтическом пароходике из Ливерпуля в Дуглас, остров мотоциклистов Мэн был залит солнцем. Проехав 65-километровое кольцо известного маршрута соревнований за приз «Туристский трофей», автор счел необходимым воздать должное английским мотоциклетным традициям. Вся атмосфера острова подтверждала тот факт, что Великобритания имеет моральное право проведения юбилейных 50-х Международных шестидневных мотоциклетных соревнований, так как с давних времен англичане считаются учителями в мотоциклетном спорте. Сумеют ли, однако, англичане победить у себя дома.
Первые два дня при солнечной погоде соревнования шли легко. В первый день сошли с трассы 17 гонщиков, во второй — только один. Пресса была поражена: у лучшего гонщика команды ЧССР, то есть команды-фаворита, К. Машиты во время специальных испытаний на мотоцикле «Ява 350» лопнула цепь, закрытая кожухом. При снятии и ремонте цепи гонщик потерял 13 мин. Еще большая неудача постигла чехословацкую команду, боровшуюся за «Серебряный кубок». К пункту контроля времени на берегу моря в Пойнт оф Ауэ П. Валек прибыл с запасом времени в 11 мин, но в неразберихе, которая царила там, сразу подъехал к часам, затем сообщил о своей ошибке, в нужное время отметился еще раз, но был снят с соревнований.
Секстет из ФРГ на мотоциклах «Цюндапп» классов 100, 125, 175 см3 получил указание ехать осторожно. Гонщики ЧССР остались далеко позади, итальянцы шли чересчур осторожно, англичане на мотоциклах «Ява» у себя дома никак не могли добиться успеха. В результате у команды ГДР появилась надежда завоевать «Серебряный кубок».
Решающими стали, однако, третий и четвертый дни, когда наконец пошел дождь и мотоциклы начали вязнуть в глубоких болотах.
Без бензина не поедешь
Трудности маршрута по пересеченной местности принесли надежды команде ЧССР. Национальная команда ФРГ уверенно продолжала лидировать, но на участке, где решающее значение имеет каждая секунда, Вебер не остановился у промежуточного контрольного пункта. Однако международная судейская коллегия была на этот раз милостива и при отношении голосов 8:7 проголосовала за то, чтобы Вебер продолжал соревнования.
А у команды ЧССР были проблемы. На третий день у гонщика клубной команды Томанова, выступавшего на «Яве 350», за полкилометра до пункта контроля времени кончился бензин. Неудачи продолжались и на четвертый день. На этот раз такая же беда постигла члена национальной команды Злоха, который вынужден был толкать свой мотоцикл не полкилометра, а целых пять. Он проявил невероятную энергию, преодолев эти пять километров за 35 мин в сопровождении вездесущих итальянских и немецких блюстителей порядка, вооруженных на всякий случай фотоаппаратами.
Свои трудности пришлось преодолеть и другим командам. Так, член национальной команды ФРГ Гау на мотоцикле «Цюндапп 175» только на несколько мгновений забыл о левостороннем движении на острове Мэн. Следствием этого было столкновение с автомобилем, авария и небольшая задержка. Штрафные очки за опоздание к пунктам контроля времени получили итальянцы, у которых также возникли трудности с бензином. Следует упомянуть, что хотя расстояния между заправочными станциями не были чересчур велики и не превышали рекомендованных 100 км, из-за пробуксовки колес в зарослях вереска расход бензина был очень высоким.
На пятый и шестой дни опять выглянуло солнце, и гонщики ФРГ уверенно добились победы, получив приз «Мировой трофей» с 282,5 очками. Второй была команда Италии с 2040 очками, третьей — команда ЧССР с 2836,2 очками. «Серебряный кубок» завоевала команда Италии (951,4 очка), следующими были команды ФРГ (2073,7) и Нидерландов (8800,6).
«Ванкель» среди двухтактных двигателей
Основу мотоциклетного парка составляли, как и прежде, мотоциклы, снабженные одноцилиндровыми двухтактными двигателями с газораспределением поршнем. Использовалось также газораспределение золотником и лепестковыми клапанами. О четырехтактных двигателях можно было бы не вспоминать, как о забытом прошлом спортивного мотоциклостроения, если бы на очередных шестидневных соревнованиях не появился новый двигатель фирмы «Ямаха». Этот двигатель мог бы сыграть значительную роль в области спортивного мотоциклостроения как в отношении малого расхода топлива, так и низкого содержания вредных веществ в отработавших газах. Но в это время впервые на шестидневных соревнованиях появился роторно-поршневой двигатель Ванкеля, который был установлен на хорошо оборудованном мотоцикле «Геркулес».
Внимание привлекло прежде всего снижение уровня шума двигателя, который по правилам ФИМ измеряется при испытаниях на ускорение и иногда оказывает на ход соревнований намного большее влияние, чем их результат.
Конструкция ходовой части спортивных мотоциклов все больше приближалась к конструкции кроссовых. Это выразилось в уменьшении массы всего мотоцикла, удлинении хода подвесок обоих колес, уменьшении габаритов тормозов, использовании ободов из дюралюминия и шин, пригодных для езды по пересеченной местности.
Чемпионат Европы 1976 г.
В чемпионате Европы 1976 г. принимали участие команды семи стран — Франции, Испании, ЧССР, Италии, ФРГ, Австрии и ПНР. Здесь впервые было пересмотрено классифицирование первых десяти мест, подобно тому как это делается при проведении шоссейно-гоночных соревнований и мотокросса.
Парк спортивных мотоциклов ЧССР расширился за счет нового мотоцикла «Ява 175», который не был простой модификацией «Явы 250». Двигатель имел оригинальную конструкцию, в картере использованы решения, разработанные и запатентованные И. Спанилем, инженером П. Таткой и автором этой книги. Эти решения получили высокую оценку на нескольких выставках изобретений.
Основное новшество — разделение картера двигателя вертикальной стенкой на две равные полости. Двигатель крепится только с одной стороны, что дает возможность производить его полный демонтаж без съема с рамы мотоцикла.
Если раньше на победу претендовали прежде всего команды ФРГ на мотоциклах классов до 175 см3 и Чехословакии на мотоциклах классов до 250 см3, то теперь ситуация изменилась. Основными конкурентами во всех восьми классах стали итальянцы, а гонщики ГДР стали считаться наиболее быстрыми в классе 175 см3. Это хорошо проиллюстрировали результаты чемпионата Европы: три призовых места завоевали мотоциклы «Ява», по два — «Цюндапп» и КТМ, одно — «Симсон». Эти результаты отчасти объясняются также спортивным счастьем чехословацких гонщиков.
Шестидневным соревнованиям много внимания уделялось в Чехословакии, ФРГ и Италии. Что же принесла тактика, разработанная руководителями этих команд?
Национальная команда ЧССР выступала, как и прежде, в классах 250, 350 и 500 см3, хотя уже и появился легкий мотоцикл «Ява 175».
«Козлом отпущения» был выбран К. Машита, который после травмы Мразека неохотно пересел на более слабую «Яву 250». Но и при этом состав команды с двумя мотоциклами класса 250 см3 (гонщики Машита и Стодулка), тремя класса 350 см3 (Цисарж, Пошик и Чепшива) и одним класса 500 см3(Злох) казался в данной ситуации наиболее удачным.
Команда ФРГ могла иметь в своем составе мотоциклы различных марок, но представители фирмы «Цюндапп» настояли на своем, и в команде традиционно преобладали ее мотоциклы. Любопытно, что гонщики ФРГ не пожелали вступить в борьбу с итальянцами в классе 50 см3 и с мотоциклами «Симеон 75». Таким образом, команда ФРГ ехала на трех мотоциклах класса 100 см3, двух 125 см3 и одном 175 см3. В ней шел очень быстрый гонщик Бюсе на мотоцикле КТМ. Он боролся за «Серебряный кубок» в классе 350 см и имел целью развеять легенду о непобедимости мотоциклов «Ява».
Больше всех удивили итальянцы, всей командой отдав предпочтение австрийским мотоциклам КТМ, которые на дорогах Австрии составляли главную надежду на успех. Даже итальянцы не верили, что в наиболее слабых классах, также как и в классе 350 см3, они могут противостоять «Явам». Но все же состав мотоциклов их национальной команды был любопытен: один мотоцикл класса 100 см3, два — 175 см3, один — 250 см3 и два 500 см3.
Инфляция золотых медалей
Для очередных соревнований австрийцы избрали Цельтвег, известный по соревнованиям автомобилей формулы 1. Весь ход соревнований прошел в духе, высказанном директором Э. Шмидтом перед стартом: «Зачем организовывать сложный маршрут в нынешних соревнованиях, если в них участвуют всего около пятидесяти гонщиков высокого класса? Остальные также имеют право дойти до финиша. Поэтому основными и решающими будут результаты в специальных испытаниях!»
Прекрасная сентябрьская погода способствовала намерениям организаторов и благоприятствовала мотоциклистам, выступавшим на КТМ, предназначенных скорее для кроссов, чем для спортивных гонок.
Гонщики высокого класса прибывали к контрольным пунктам с запасом в 10, а то и в 20 мин, и только 40 участников шестидневных соревнований не закончили соревнований. Из 283 стартовавших 190 получили золотые медали.
Уже первый, несложный, этап опрокинул надежды итальянской национальной команды на победу, так как два гонщика прекратили соревнования из-за поломки коробки передач. Лидерство захватили гонщики ЧССР, имея преимущество в 33 очка перед командой ФРГ. На второй день эта разница уже составила 57 очков. Вплотную за командой ФРГ шли гонщики ГДР, из тактических соображений включившие в свою команду три мотоцикла «Симсон» класса 75 см3. После третьего этапа последовательность команд сохранилась, но разрыв в очках между ними увеличился.
На четвертый день в специальных испытаниях победили итальянец Гритти на мотоцикле КТМ 250 и никому не известный англичанин Бауэрс на мотоцикле «Бультако». К. Машита, пересевший на более слабую «Яву 250», во время этих испытаний упал. Таким образом, команда ФРГ вышла вперед, получив только 312 штрафных очков. Руководителю команды ФРГ Месснеру удалось хорошо подготовить своих гонщиков, выступавших на мотоциклах «Цюндапп» и МЦ, которые и повторили прошлогодний успех.
Итак, «Мировой трофей» 1976 г. завоевала команда ФРГ с 312,0 очками, второй была команда ЧССР (383,8 очка), третьей команда ГДР (785,1). «Серебряный кубок» получила команда ЧССР с 580,0 очками, следующими были команды ФРГ (625,0) и Италии (717,6).
Международные шестидневные соревнования, какими они должны быть
После трех чемпионатов Европы определились фавориты континента — команды ЧССР, ФРГ и Италии. В отношении же марок мотоциклов ситуация несколько иная: три раза побеждали мотоциклы «Ява», три — КТМ, два — «Цюндапп» и один раз мотоцикл «Пух». Больше всех, 10 раз, завоевал титул чемпиона в классе 350 см3 чехословацкий гонщик К. Машита.
Международные шестидневные соревнования, впервые проведенные в чехословацком городе Поважска-Бистрице при полной поддержке правительства ЧССР и всех заинтересованных организаций были подготовлены и проведены образцово. Участников соревнований радовал искренний интерес зрителей, которые сплошной стеной стояли вдоль всей трассы и заполнили все свободное пространство в месте проведения специальных испытаний.
В соревнованиях приняли участие 313 гонщиков из 18 стран с четырех континентов. За «Мировой трофей» боролись гонщики из 14 стран — Великобритании, Бельгии, Финляндии, Франции, Нидерландов, Канады, ФРГ, ГДР, Австрии, Швейцарии, Швеции, Италии, США и ЧССР. «Серебряный кубок» оспаривали 15 команд, включая и представителей Австралии.
После спокойно проведенного технического осмотра соревнования были открыты при прекрасной погоде еще догорающего лета. В понедельник 5 сентября в 6 ч 30 мин первые гонщики ушли на дистанцию длиной 1571 км.
Кратко о ходе соревнований:
Первый день. Назначается время В, имеется дополнительно целых 12 мин, гонщик итальянской национальной команды Петрогалли воспользовался посторонней помощью при ремонте коробки передач. Впереди идет команда ЧССР (32,73 очка), за нею ФРГ (50,46) и Италия (83).
Второй день. Погода продолжает оставаться хорошей — время А, от 2 до 4 мин. Международная судейская коллегия тайным голосованием решила снять Петрогалли с соревнований. Распределение мест: ЧССР (89,45 очка), ФРГ (107,59), Италия (108,30).
Третий день. Оставшиеся пять членов итальянской сборной безнадежно отстают. Трудный день из-за четырех каменистых участков, включенных в маршрут. Член команды ФРГ Штрессенройтер не успел вовремя заменить шину, затратив на это лишнюю минуту. Почему он не догадался протолкнуть мотоцикл мимо контрольного пункта? Распределение мест: ЧССР (112,2 очка), ФРГ (196,57), ГДР (469,2).
Четвертый день. Трудный этап при времени А для утомленных гонщиков и мотоциклов. Роттлер из национальной команды ГДР остановился из-за заклинивания коленчатого вала. «Мировой трофей» теперь без конкуренции выигрывает команда ЧССР.
Пятый день. Утром дождь уменьшился, но еще идет достаточно сильно. Время А. При старте дождь усиливается. Рывок чехословацкой команды, боровшейся за «Мировой трофей». Команда ФРГ теряет надежду на завоевание «Серебряного кубка», за него продолжается борьба между командами ЧССР и ГДР. Распределение команд, боровшихся за «Мировой трофей»: ЧССР (1559,532 очка), ГДР (2142,81); за «Серебряный кубок»: ГДР (1392,81), ЧССР (3102,54).
Шестой день. На старт вышли только 102 гонщика. Дождь прекратился, но трасса заболочена и очень трудна. Мотоциклам «Симсон» команды ГДР, боровшейся за «Серебряный кубок», не хватает мощности на такой трассе. Заключительные испытания прошли при солнечной погоде.
Соревнования 1977 г. закончились со следующими результатами. Всего из 313 стартовавших гонщиков было классифицировано 94. 40 из них были награждены золотыми медалями. Команда ЧССР в составе Мразека, Стодулки, Злоха, Цисаржа, Машиты и Томана завоевала «Мировой трофей» с 1630,49 штрафными очками. Второй была команда ГДР (2428,7), следующими команды ФРГ (46 717,54) и США (98 905,75). «Серебряный кубок» также завоевала команда ЧССР (3161,09 очков) в составе Валека, Пошика, Едлички, Цигелки, следующими были команды ГДР (3401,39), ПНР (50 933,07) и ФРГ (60 359,27).
Классические или кроссовые?
Мотоциклы, на которых выступали гонщики на 52-х Международных шестидневных соревнованиях, можно разделить на классические спортивные и кроссовые, незначительно модернизированные мотоциклы.
Из всех стартовавших мотоциклов к первой группе можно отнести 54 мотоцикла «Ява», 13 МЦ и 8 «Цюндапп». Во второй группе ведущими были мотоциклы КТМ (80 из всех стартовавших), далее идут мотоциклы «Хускварна», «Майко», «Судзуки», «Ямаха», «Монтес» и некоторые другие. Нетребовательность к оборудованию мотоциклов можно проиллюстрировать некоторыми примерами технического осмотра: фару невозможно отрегулировать, она освещает только спортивный номер или облака; стоп-сигнал может включаться лишь вручную при техническом осмотре; звуковой сигнал иногда представляет собой звонок от велосипеда; опознавательные знаки заменяются фиктивной надписью на заднем грязевом щитке.
На соревнованиях в Поважска-Бистрице обратили на себя внимание две интересные технические новинки. Первой был мотоцикл «Хускварна 400 Аутоматик», не имеющий рычага сцепления и рычага переключения передач. Четырехступенчатая коробка передач автоматически переключается в зависимости от частоты вращения двигателя, и гонщик может не отвлекаться от управления мотоциклом. Переключение не всегда, однако, производилось в нужный момент. Для пуска двигателя предусмотрен специальный небольшой рычаг с фиксатором, переключаемым автоматической коробкой передач.
Другой новинкой стал мотоцикл «Ява» с одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 511 см3 и мощностью 27 кВт при частоте вращения 6250 1/мин. Мотоцикл имел массу лишь 116 кг. Его недостатками были сложности при пуске двигателя, плохая управляемость мотоцикла на пересеченной местности и, частично, вибрации.
Использование в шведской национальной команде мотоциклов «Хускварна Аутоматик» закончилось полным крахом. А мотоцикл «Ява 511» способствовал победе чехословацкой команды.
Комментарии к соревнованиям
Т. Магнуссон, известный гонщик из команды Швеции, боровшейся за «Мировой трофей», на соревнованиях в Поважске-Бистрице возглавлявший международную судейскую коллегию: «Я думаю, что трудно лучше организовать шестидневные мотоциклетные соревнования».
Журнал «Моторрад», ФРГ: «Фаворит, команда Италии, получила 300 штрафных очков за использование чужого инструмента на рабочей площадке. Был подан протест, поскольку Петрогалли использовал по недосмотру монтировку другого гонщика. Представитель, обслуживающий рабочую площадку, однако, засвидетельствовал, что член группы сопровождения просунул ее ногой. Тогда судейская коллегия приняла строгое решение, в соответствии с которым Петрогалли был снят с соревнований за ремонт мотоцикла на трассе. Реакция команды Италии на это была бурной...»
Журнал «Соло Мото», Испания: «Пятый день шестидневных соревнований в Поважска-Бистрице войдет в историю как наиболее трудный за всю историю соревнований».
Журнал «Мото Ревю», Франция: «Все чехословацкие гонщики хорошо известны, в представлении не нуждаются. Это Машита, Стодулка, Злох и другие».
Журнал «Мотоцикл», Великобритания: «Шестидневные соревнования 1977 г. были для Великобритании отчаянным поражением — ни одной золотой медали!»
Плохая организация Международных шестидневных мотоциклетных соревнований в Швеции
Минимальная поддержка правительственных организаций и в связи с этим недостаток финансовых средств — вот главные проблемы шестидневных соревнований 1978 г., проходивших в Швеции. Виды прекрасных лесистых холмов, открывавшиеся на протяжении всей трассы соревнований, не смогли компенсировать участникам дорогостоящие бытовые услуги, а также чрезмерно высокие цены в закусочных и буфетах в центре проведения соревнований.
Было бы необъективно не оценить энтузиазм горстки самоотверженных организаторов и их стремление обеспечить справедливость результатов соревнований.
После чемпионата Европы фаворитами считались не прошлогодние владельцы титулов, а гонщики Италии на мотоциклах СВМ и «Сахс» и спортсмены ФРГ на мотоциклах «Цюндапп».
Трасса соревнований, включавшая равнинные и холмистые участки, перемежавшиеся песчаными отрезками, стала суровой проверкой для мотоциклов и тоников. Здесь решался вопрос о надежности мотоциклов и выносливости мотоциклистов. Команда ФРГ, боровшаяся за «Мировой трофей» и «Серебряный кубок», столкнулась с неожиданными поломками цепи вторичной передачи на своих двух мотоциклах. Гонщику Гагни из национальной команды Италии пришлось повозиться с ремонтом системы бесконтактного зажигания.
Ажиотаж в ход соревнований внесли последний этап и заключительные испытания, проходившие под дождем, но их результаты в конце концов были аннулированы.
Победы одержали команды ЧССР в борьбе за «Мировой трофей» и Италии за «Серебряный кубок».
Команду ЧССР представляли гонщики Мразек, Стодулка, Злох, Пошик, Машита и Хованчик.
Наиболее интересной технической новинкой стали пневматические амортизаторы задней подвески мотоцикла «Сахс-Гидрокросс», которые были также установлены на всех мотоциклах «Ява». Вместо обычных стальных пружин в них использовался сжатый воздух.
Рекламой для фирмы «Сахс» стали действия гонщика Штефл из команды ЧССР, у которого при падении на третьем этапе вышел из строя левый амортизатор. Тогда он просто подкачал насосом правый амортизатор, повысив в нем давление с 800 до 1400 кПа, и успешно закончил этап.