Популяризация мотокросса (1951-1954 года)
Первые Мотокроссы вызвали большой интерес гонщиков, а самое главное зрителей, тем самым призывая к организации кроссовых соревнований. Возник и окреп новый вид мотоциклетного спорта, и теперь с каждым годом росла армия гонщиков мотокроссменов.
Гонщики и организаторы соревнований в 1951 году совместно определили правила проведения мотокроссов, а также обсудили возможность проведения чемпионатов Европы на регулярной основе. Они договорились относительно классов мотоциклов и технических требований к ним.
В Бельгии и Великобритании, где был значительный интерес к мотокроссовым соревнованиям, наибольшую популярность безусловно имели мотоциклы класса 500сс, уже показавшие себя с хорошей стороны в шоссейно-кольцевых гонках. Эти мотоциклы оказались наиболее пригодными для переделки их к мотокроссам. Технические требования к кроссовым мотоциклам были в целом такие же, как и для шоссейно-кольцевых спортивных мотоциклов. Например, из-за соображений безопасности запрещалось, устанавливать цепи на задней шине, а также и другие кованые предметы.
Мнения, клубов, гонщиков и других, заинтересованных спортивных деятелей расходились в характеристиках трассы, длительности соревнований и способов старта. Понадобилось еще несколько сезонов, пока на практике не было выяснено, что для мотокросса идеально подходит трасса на пересеченной местности без явно выраженных деревьев и камней, а также в то время считали неприемлемость искусственных препятствий. По поводу устройства бродов на трассе, единого мнения на необходимость такого типа препятствий не было - организаторам нравился этот элемент за то, что он положительно влиял на настроение зрителей, а спортсмены были недовольны им, так как проникновения воды в отдельные узлы мотоцикла отрицательно отражалось на его работе.
Протяженность трассы уже в те годы установилась на отметке от полутора до трех с половиной километров. Обозначение и ограничение трассы выполнялось прочными заборами или вбитыми кольями с натянутой веревкой между ними, и тот и другой вариант был весьма не безопасен. Длительность заездов определялась некоторым количеством кругов. Количество кругов выбиралось из расчета того, что продолжительность соревнования должна быть не более 45 минут, чтобы зрители не теряли интерес к гонке, а гонщики выдерживали бы физические нагрузки. Интенсивная езда на кроссовом мотоциклы уже тогда требовала от участников соревнований более серьезной физической подготовки нежели у коллег в соревнованиях на шоссе. Там гонщик мог без особых проблем отгонять 8 часов подряд. Желание превратить мотокроссы в достаточно привлекательное зрелище подвело организаторов к системе нескольких коротких заездов, которая также нравилась и гонщикам.
Мотокросс наций
Самым ярким событием в мире Мотокросса в году, до начала Чемпионатов Мира, было ежегодное соревнование - Мотокросс Наций, первое из которых провели в 1947 году. Команда Великобритании стала победителем этого соревнования. На следующий год эта гонка прошла в Бельгии, где победа одержали хозяева. В последующих двух мотокроссах наций, которые состоялись соответственно в Англии и Швеции, выиграли англичане.
С каждым годом росла популярность Мотокросса Наций. В 1951 году, уже в пятый, это соревнование прошло на теперь уже легендарной трассе не подалеку от бельгийского города Намюра и оно привлекло значительно больший внимания, нежели чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам.
Какие же правила были у Мотокроссов наций?
Это было соревнование между национальными командами. Каждая страна имела право быть представленной командой из не менее 3 и не более 12 спортсменов, выступающих на мотоциклах любого производства с рабочим объемом до 500сс.
Гонщики делились на две группы для двух заездов и в финале принимали участие только 30 гонщиков, по три на страну из каждой группы, а также показавшие в первых двух заездах лучшее время. Бывало и такое, что в финале какая-нибудь команда была представлена своим полным составом. Классификацию команд в то время определяла сумма времени трех самых быстрых из этой команды гонщиков.
Трасса в Намюре это типичная трасса западных стран для того времени. Старт и финиш там были устроены на стадионе, который возвышался над городом. Старта был на широкой и ровной площадке, далее часть трассы шла по стадиону, а затем следовал крутому спуск, разница высот на котором была более 150 метров, а далее твердая каменистая поверхность с множеством деревьев. По крутому подъему трасса попадала на стадион. Длина круг составляла 3200 метров.
На пятом Мотокроссе Наций бельгийцы сумели воспользоваться домашней атмосферой и заняли три первых места в финальном звезде.
Английская команда, побежденная в Намюре, отыгралась на шестом Мотокроссе наций, который состоялся в Великобритании. Правила этого соревнования были слегка изменены, теперь каждая страна могла направить на гонку команду, которая состоит максимум из 6 спортсменов. В итоге на старте было всего 27 гонщиков. Тот Мотокросс провели в один звезд, продолжительностью 15 кругов.
Мотокросс наций 1953 году состоялся в Швецию, на трассе длинной 2700 метров с песчаной поверхностью. Полные составы команд (по шесть человек) прислали всего 4 страны - Великобритания, Бельгия, Дания и Швеция. Финны послали команду из трех гонщиков. Организаторы кросса провели два квалификационных заезда. Гонщики, которые их завершили, сразу же автоматом включались в финал; Финальный заезд того года не выявил победителя, так как равные результаты были достигнуты англичанами и бельгийцами. Но Великобритания оказалась сильнее в повторном заезде.
Во время восьмого Мотокросса наций Великобритания увеличила количество побед до шести, когда как у Бельгии осталось их всего две. На песчаной трассе в Голландии в Ассене хорошо себя проявил шведский гонщик Билл Нильссон, он занял первое место в личном зачете. Команда Бельгии довольствовалась лишь третьим местом на сей, уступив Великобритании и Швеции.
Когда как за рубежом уже во всю проводились Мотокроссы наций, мотокроссы в Чехословакии только зарождались. Первой такой гонкой, заинтересовавшей спортивную общественность, стал мотокросс в Шарке, который прошел весной 1951 года.
Долина реки Шарки с ее крутыми берегами предоставляла подъемы и спуски, а также травянистое покрытие, которые очень хорошо подходят к кроссовым соревнованиям. Склоны были также хороши для зрителей, которые могли следить почти за всей трассой с одного места. Ручей, протекавший по долине позволял сделать на трассе брод, который долгое время интересовал зрителей, длина трассы составляла 2 километра. Гонщики на мотоциклах одинаковых по классу должны были проехать десять кругов.
На тех соревнованиях наиболее интересная борьба развернулась в классе 250сс. Опытный гонщик Прейслер и младшим сержант Чижек на мотоциклах марки Ява боролись между собой. Из-за поломки мотоцикла, Чижек сошел с дистанции, и победу одержал Прейслер.