Наступление команды ЧССР на Чемпионате Европы (1985 г.)

После шестидневки в Нидерландах на головы чехословацких гонщиков, тренеров и представителей мотоциклетной и резиновой промышленности обрушилась буря. В результате горячего обсуждения был сделан вывод о том, что представители спортивных и промышленных организаций должны содействовать повышению спортивных результатов гонщиков Чехословакии. Эта задача должна решаться омоложением основного состава команды и созданием скоростных легких и надежных мотоциклов «Ява» с новыми шинами фирмы «Барум». Так, буря, наконец, развеяла тучи и очистила небосклон.

 

«Явы» с центральным амортизатором

 

Создать и испытать мотоциклы «Ява», предназначенные для соревнований эндуро, которые бы по массе соответствовали мировым стандартам, а по мощности и управляемости их превосходили — такая задача была поставлена на ближайшие несколько лет. Но уже весной 1985 г. появились новые «Явы», созданные путем коренной модернизации существующих мотоциклов.

 

В классе до 125 см3 были установлены двигатели с водяным охлаждением, а в классе выше 500 см3 был оставлен четырехтактный двигатель «Ротакс 560». В наибольшей степени мощностная характеристика была улучшена на «Яве 250». Это было достигнуто прежде всего благодаря применению вспомогательной пульсирующей камеры между лепестковым клапаном и карбюратором.

«Ява 250», участница сезона 1985 г., с центральным амортизатором и маятниковой вилкой, подвешенной на игольчатом роликоподшипнике
«Ява 250», участница сезона 1985 г., с центральным амортизатором и маятниковой вилкой, подвешенной на игольчатом роликоподшипнике

 

На мотоциклах «Ява» традиционно используются закрытые цепные передачи. Но здесь эта традиция была нарушена. Предстоящие шестидневные соревнования должны проходить по каменистой местности, а полностью закрытая цепная передача не позволяла использовать легкие и компактные неразъемные задние колеса.

 

Наибольшие перемены, однако, произошли в конструкции ходовой части, где два классических амортизатора, установленных с обеих сторон колеса, были заменены одним центральным. Это дало не только увеличение амплитуды хода заднего колеса на 50 мм, но и улучшило процесс амортизации.

 

Вместо одного обычно используемого мощного пружинящего элемента, которые в ЧССР малодоступны, здесь применены два параллельно размещенных элемента. Наибольшим преимуществом этого решения является возможность продолжения движения и при поломке одного из элементов, а также их несложная замена во время соревнования.

 

Реализация и опробование этих новых конструктивных решений осуществлялись на предприятии ВВЗ «Ява» в Праге очень быстро. Зимой была изготовлена ходовая часть сначала для мотоциклов класса 250 см3. Первые испытания были проведены еще зимой при морозной февральской погоде, на песчаной трассе. Гонщики обычно не принимают технические новинки без критических замечаний, но на этот раз, в особенности после испытаний на местности, все были довольны.

 

Резиновый завод в Готвальдове также не остался в стороне. В нужное время появились новые шины для задних колес. Шины марки «Барум Эндуро Ц 20» на 0,75 кг легче шин предыдущих марок.

 

«Боевая» проверка новых «Яв» была проведена на первых мотоциклетных соревнованиях на Кубок мира и братства в Кельцах (ПНР), где чехословацкие гонщики смогли окончательно отладить систему амортизации. На этих соревнованиях они победили команду ГДР во главе со Штурмом и Шеффлером.

 

Цисарж на «Яве 250»

 

Встреча гонщиков ЧССР на новых мотоциклах с мировыми звездами мотоспорта произошла на чемпионате Европы во Франции в г. Бриуд.

 

В команде ЧССР произошли некоторые изменения. Свою роль сыграли в этом и новые правила ФИМ, в соответствии с которыми начиная с 1985 г. соревнования за «Серебряный кубок» во время шестидневки стали соревнованиями за «Мировой трофей» среди юниоров. В них могут участвовать молодые гонщики в возрасте до 23 лет — молодежи необходимо дать пораньше проявить свои способности.

 

В классе 500 см3 вместо опытного гонщика Й. Хованчика во Францию поехали В. Дупал и О. Котрба. В классе мотоциклов с четырехтактным двигателем для выступления на первых двух этапах соревнований ехал знаменитый С. Злох, единственный в команде обладатель золотой медали прошлогодних соревнований в Нидерландах. На мотоцикле класса 250 см3 выступали Э. Чундерлик и молодой гонщик Л. Подмол. Наибольшее удивление, однако, вызвало решение И. Цисаржа пересесть с одобрения тренера и предприятия-изготовителя «Явы» с мотоцикла класса 125 см3 на скоростную «Яву 250».

 

Результаты первого дня чемпионата Европы подтвердили правильность тактики чехословацкой команды и скоростные качества «Яв». Так, в классе 250 см3 Цисарж победил, опередив Чундерлика, а четвертое место занял Подмол. Еще большее восхищение вызывает победа Злоха над знаменитым шведом Густавссоном, выступавшим на серийном мотоцикле «Хускварна» с охлаждаемым водой двигателем. Не повезло только чехословацким мотоциклистам, выступавшим на машинах класса 500 см3. На втором этапе в классе 250 см3 вперед вышел Чундерлик да так и остался лидером до конца соревнований. Злох, Дупал и Подмол в своих классах заняли третьи места.

 

Условия соревнований корректировались в зависимости от конкретных обстоятельств. Из соображений безопасности организаторы соревнований исключили не объявленные заранее скоростные испытания, что больше соответствовало мотокроссовым испытаниям.

 

Назначение дополнительных испытаний в виде гонок по пересеченной местности, в гору и т. д. на дистанцию 2—8 км с финишем не в точке старта хотя и одобряется ФИМ, но до настоящего времени все еще горячо дискутируется. Результаты этих испытаний и их оценка по правилу 1 секунда соответствует 1 очку сильно влияют на исход всех соревнований, а часто и решают их судьбу. Однако эти испытания иногда бывают небезопасны. Первым шагом к решению этой проблемы вскоре после их введения было устранение тайны выбора маршрута, когда зачастую маршрут был наиболее выгоден хозяевам соревнований.

 

По опыту соревнований последних лет у тренеров ЧССР появились некоторые опасения за исход соревнований 1985 г. в Италии, которые должны были пройти в Альпах с центром в Алано Фенере вместо первоначально назначенного Бергамо. Глубокие спуски, обычная организационная суета и недисциплинированные руководители не позволяли участникам из стран Центральной Европы оставаться спокойными.

 

Еще до соревнований большинство гонщиков установили на своих мотоциклах шины «Барум», которыми объясняли перелом в выступлениях чехословацких гонщиков в лучшую сторону. На трассе с трудно преодолимыми каменными съездами на скоростных испытаниях, проводившихся вдоль русла реки, наибольшего успеха достиг С. Злох, победивший два дня подряд. На мотоциклах класса 250 см3 сохраняли за собой первые два места в течение всех соревнований чехословацкие гонщики.

 

На третий этап, проходивший в ПНР, команда ЧССР вышла в более полном составе, теперь в нее были включены мотоциклы класса 125 см3. П. Квех в этом классе в первый день был четвертым, во второй — вторым. В классе до 500 см3 в команде ЧССР выступал опытный Хованчик. В классе мотоциклов с четырехтактным двигателем Злоха подстраховывал М. Покорны. Но несмотря на это первым оба дня был Густавссон. Гонщики Цисарж и Чундерлик обошли знаменитого француза Г. Лалея, выступавшего на «Хонде», но вровень с ними выступал Штурм из ГДР, также набравший хорошую спортивную форму.

 

Холодный Яблонец

 

Вторую половину европейских соревнований открыли состязания в Яблонце, в которых участвовали 146 гонщиков. Ни хорошая организация, ни многочисленные зрители не смогли защитить участников от холодной, мглистой и дождливой погоды, совершенно необычной для июня.

 

Соревнования каждого дня представляли собой трассу в три круга, которая при плохой погоде и времени В была довольно трудной. Решающим стал скоростной участок длиной 5,5 км на болотистой местности, которая первоначально была травяным склоном.

 

В классах до 125 см3 и свыше 500 см3 без штрафных очков победили Хюблер на мотоцикле «Симсон» и Густавссон на мотоцикле «Хускварна». Но в классе 500 см3 ранее недосягаемый Шеффлер на мотоцикле МЦ оба раза был третьим. В этом классе в первый день победил Хованчик, во второй — швед Йонссон, выступавший на «Хускварне». Чехословацкие гонщики на мотоциклах класса 250 см3 обошли Лалея и, как и гонщики ГДР, имели хорошую сумму очков: Цисарж — 35, Штурм — 30, Чундерлик — 25.

Мотоциклы МЦ победили в двух классах на чемпионате Европы 1985 г.
Мотоциклы МЦ победили в двух классах на чемпионате Европы 1985 г. Новинка — управление выпуском
Чемпион Европы Й. Шеффлер на скоростных испытаниях в Яблонце
Чемпион Европы Й. Шеффлер на скоростных испытаниях в Яблонце

 

Надежды на завоевание титулов чемпионов Европы чехословацкими гонщиками были потеряны в Финляндии, где Злох дважды был лишь вторым. Швед Густавссон в домашних условиях с 40 очками опережал на 16 очков ближайшего соперника и лидировал до последнего этапа.

 

Небезопасные специальные испытания по пересеченной местности выиграл Штурм, который решился на риск и получил 40 очков. Лалей на обоих этапах был лучшим, однако осторожная езда на опасных участках привела к завоеванию только четвертого и третьего мест. Ведущие чехословацкие гонщики на финских песках собирали только штрафные очки, но Штурм сумел опередить Цисаржа всего на одно очко.

Сендес из команды ФРГ на мотоцикле «Хускварна» с четырехтактным двигателем
Сендес из команды ФРГ на мотоцикле «Хускварна» с четырехтактным двигателем

 

На старт последних соревнований в шведском городе Скевде вышло 100 мотоциклистов. Ведущие гонщики старались сохранить свой завоеванный раньше перевес в очках. Цисарж и Злох заняли вторые места в своих классах, а Чундерлик — третье. Оправдали надежды и гонщики младшего поколения.

 

Конкуренция в Пиренеях

 

Вершиной ежегодных мотоциклетных соревнований стали 60-е Международные шестидневные соревнования, проходившие в испанских горных районах Пиренеев. Конкуренция различных мотоциклов здесь была равной. Как и ожидалось, широко были представлены австрийская фирма КТМ и шведская «Хускварна». Их новейшие серийные модели мотоциклов с двигателями с водяным охлаждением и центральным амортизатором задней маятниковой вилки были очень высокого качества.

 

Большой интерес, без сомнения, вызвали и «Явы», на которых выступали чехословацкие и польские гонщики. Привлекали внимание также серийные мотоциклы МЦ и «Симсон», а также мотоциклы четырех ведущих японских фирм «Хонда», «Ямаха», «Судзуки» и «Кавасаки».

 

Условия соревнований в горах значительно отличались от песков Нидерландов, поэтому перед руководителями команд снова встал вопрос о выборе подходящих мотоциклов: тяжелые с мощным двигателем или более легкие, которые при случае можно подтолкнуть?

 

Общей тенденцией стало более широкое применение двигателей с водяным охлаждением с принудительной циркуляцией воды, а также использование новейших систем электронного зажигания, лепестковых клапанов при газораспределении поршнем и золотником, а также более частое использование принудительного управления впуском.

 

При конструировании ходовой части главной целью стало выдерживание минимально допустимой массы, однако ход амортизации колес превышает 300 мм. Преобладает центральное расположение заднего амортизатора.

 

Герой чемпионата в Испании Богумил Последни

 

Чтобы добиться успеха в шестидневных мотоциклетных соревнованиях, необходимо иметь хорошо подготовленные мотоциклы, отличных гонщиков и немного везения.

 

К соревнованиям в Испании гонщики команды ЧССР были в хорошей форме, их «Явы» усовершенствованы, оснащены центральным амортизатором, но...

Национальная команда ЧССР — участница Международных шестидневных соревнований в Испании в 1985 г.
Национальная команда ЧССР — участница Международных шестидневных соревнований в Испании в 1985 г. Слева направо: С. Злох, В. Дупал, Э Чундерлик И Цисарж, Л. Подмол, П. Квех

 

Результаты соревнований в Испании в 1985 году (рис. 126) были следующими. В борьбе за «Мировой трофей» первой стала команда Швеции, получившая 1792 очка, следующими были команды Испании (2788), ГДР (2900), США (5422), Великобритании (6878), Австралии (21561). Команда ЧССР была лишь седьмой с 19457 очками. В борьбе за «Мировой трофей» среди юниоров победила команда ГДР (1780), второй была команда Испании (2261), третьей — Швеции (2390), четвертой — ЧССР (3072).

Международные шестидневные мотоциклетные соревнования в Испании в 1985 г.
Международные шестидневные мотоциклетные соревнования в Испании в 1985 г.