Команда Швеции через шестьдесят лет (1983 г.)
На ход соревнований 1983 г. наложили отпечаток стремление к возрождению спорта эндуро со стороны спортивной общественности ГДР, с одной стороны, и снижение интереса к этому виду спорта у итальянских мотоциклостроителей, с другой.
Довольно спорное решение технической комиссии ФИМ ограничить ход амортизаторов колес 250 мм было отменено; снова открывалась возможность использования задних амортизаторов кроссовых мотоциклов, у которых он равен 300 мм. Лучше всего в настоящее время зарекомендовали себя мотоциклы с консольной задней вилкой, одним вертикальным амортизатором и рычажной системой управления, как это выполнено на мотоцикле «Хонда Про-Линк».
Другое правило, согласно которому в каждой национальной команде должно быть по четыре мотоцикла соответствующего класса, не было новым. Резкие споры вызвало аннулирование класса до 175 см3 (31 декабря 1982 г.). Практически это означало, что команда, борющаяся за «Мировой трофей», кроме мотоциклов классов 125, 250 и 500 см3, должна иметь также мотоциклы классов 80 см3 или более 500 см3 с четырехтактным двигателем.
Опыт участия в соревнованиях команд в обоих крайних классах был не самым удачным. Малообъемные двигатели работают в течение всех шести дней практически в режиме максимальной мощности, поэтому их механические поломки неизбежны. Пуск одноцилиндровых четырехтактных двигателей в холодном, а иногда и в прогретом состояниях зачастую очень затруднен. Кроме того, руководители команд опасались утопить тяжелые мотоциклы в болотах Уэлса.
«Явы» пяти классов
Наиболее тяжело сказалось аннулирование класса 175 см3 на чехословацких мотоциклах «Ява». Была потеряна не только возможность участия в соревнованиях скоростных мотоциклов «Ява 175» в относительно мало заполненном классе, но и возникла необходимость из рекламных и престижных соображений ускорить подготовку мотоциклов других классов, чтобы национальная команда ЧССР могла стартовать исключительно на «Явах».
В начале сезона приверженцы команды ЧССР были приятно удивлены — на соревнованиях эндуро мотоциклы марки «Ява» были представлены во всех классах!
Новая «Ява 80» являлась мотоциклом нового поколения, так как повторение конструкции мотоциклов высших классов вызвало бы увеличение массы. Двухтактный одноцилиндровый двигатель имел принудительное водяное охлаждение. Газораспределение осуществлялось вращающимся золотником, установленным на коленчатом валу. Совершенно новый способ установки золотника был запатентован авторским дуэтом Тихы-старший — Тихы-младший. Первый из этого дуэта в конце 60-х годов был известным конструктором шоссейно-гоночного мотоцикла «Ява 350» с двухтактным четырехцилиндровым двигателем.
Основная идея новой системы газораспределения заключается в том, что золотник размещается внутри картера. При этом диаметр золотника больше диаметра щек коленчатого вала. Плоскость прилегания золотника лежит в плоскости стыка двух частей картера, которая в мотоциклах эндуро марки «Ява» традиционно параллельна плоскости симметрии, проходящей через ось цилиндра. Преимуществом этого способа впуска является сокращение длины впускного канала и возможность его размещения в литом цилиндре. Необычным является и удобное размещение карбюратора.
Конструкция трансмиссии с первичной зубчатой передачей, четырехдисковым сцеплением и шестиступенчатой коробкой передач была такой же, как у мотоциклов класса 125 см3. В ней предусмотрен даже водяной насос, удачно размещенный на вращающемся валу привода пуска двигателя.
Основу облегченной ходовой части составляют двойная замкнутая рама и задняя маятниковая вилка, амортизированная двумя противоположно направленными пружинами. В отличие от других мотоциклов эндуро этой же марки «Ява 80» имеет лишь частично закрытую цепную передачу. Кроме того, новый мотоцикл обладает прекрасными ходовыми качествами.
На мотоцикле «Ява» класса более 500 см3 установлен одноцилиндровый четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением «Ротакс», имеющий рабочий объем 562 см3. В этом компактном двигателе используется газораспределительный вал, установленный на головке цилиндра, и бесшумный привод зубчатым ремнем. В головке цилиндра расположены четыре клапана. Для ограничения вибраций предусмотрен один балансировочный вал.
Конструкция трансмиссии, как и у мотоцикла «Ява 500»: пять ступеней передач и первичный привод зубчатыми колесами, но сцепление имеет восемь дисков и работает в масляном тумане.
Ходовая часть такая же, как у «Явы 500» с двухтактным двигателем. Главное отличие заключается собственно в раме, выпускной и впускной системах. Кроме того, для четырехтактного двигателя предусмотрен масляный бак.
Наступление спортсменов ГДР
Результаты Международного шестиэтапного чемпионата Европы можно представить высказываниями двух известных специалистов в области мотоциклетного спорта.
Тренер и руководитель чехословацкой команды, боровшейся за «Мировой трофей», О. Хасак: «Соревнования в Италии, Испании и Франции для команды ЧССР нетипичны. Их условия значительно отличаются от привычных для нас.
В настоящее время как гонщики, так и мотоциклы недостаточно подготовлены, поэтому нельзя ожидать завоевания призовых мест. О победе мы не смеем и мечтать! По моему мнению, славу победителей мы уступаем Италии. Жду также очень успешного выступления от команды ГДР».
Главный тренер М. Сайнер: «В течение шестиэтапного соревнования лидировал Цисарж на мотоцикле класса до 125 см3, а также Чундерлик в классе 250 см3 и Хованчик в классе 500 см3. Другие гонщики, не получившие необходимого числа очков, потеряли надежду бороться за медали. Вперед постепенно вышли молодые перспективные гонщики, но им нужно еще набраться опыта. Европейская гонка — чересчур сложное испытание. Случилось так, что растерянность первого дня развеяла надежды на медали».
Без мотоциклов класса до 80 см3
В шестидневных соревнованиях 1983 г. участвовали «Явы» всех пяти классов. Однако болотистая трасса Уэлса была бы не слишком благоприятна для класса до 80 см3.
Команды ЧССР вышли на старт в следующем составе. В борьбе за «Мировой трофей» (руководитель О. Хасак): Й. Цисарж («Ява 125»), И. Махачек («Ява 125»), Э. Чундерлик («Ява 250»), С. Злох («Ява 500»), И. Хованчик («Ява 500»), И. Пошик («Ява 560»). В борьбе за «Серебряный кубок» (руководитель П. Валек): П. Квех («Ява 125»), 3. Белски («Ява 250»), В. Дупал («Ява 500»), М. Покорны («Ява 500»).
На мотоциклах «Ява 125», «Ява 250» и «Ява 500» установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением, на «Яве 560» — одноцилиндровый четырехтактный, также с воздушным охлаждением. На «Яве 125» впуск осуществляется вращающимся золотником, перепуск и выпуск — поршнем. На «Явах» классов 250 и 500 см3— впуск лепестковым клапаном, перепуск и выпуск также поршнем. На «Яве 560» газораспределительный вал расположен в верхней части, число клапанов — четыре.
На всех этих мотоциклах используется электронная система зажигания: на первых трех — типа «Мотоплат», на «Яве 560» — типа «Ниппонденсо».
Первичная передача — зубчатая, прямозубая, в масляной ванне, вторичная—цепная, полностью закрытая.
Сцепление на «Явах» классов 125, 250 и 500 см3 сухого типа, четырехдисковое, на «Яве 560» — восьмидисковое, с масляной смазкой. У первых трех мотоциклов замкнутая трубчатая двойная рама, у «Явы 560» — двойная только в нижней части.
Задняя вилка у всех мотоциклов — маятниковая с двумя амортизаторами, ход 270 мм. Ширина руля — стандартная — 830 мм.
На переднем колесе всех мотоциклов установлена шина «Барум 3,00—21», на заднем — на «Явах» классов 125 и 250 см3 — шина «Барум 4,25—18», на «Явах» классов 500 и 560 см3 — «Барум 4,75—18».
Несколько слов о мотоциклах других команд.
Фаворитами этого чемпионата Европы были гонщики национальной команды ГДР: два мотоцикла «Симсон» классов 80 и 125 см3, два МЦ 250 и два МЦ 500.
Команда Италии шла на мотоциклах «Аккосато» класса 80 см3, «Кагива 125», КТМ 125, «Хускварна 250», а также «Хускварна» и «Априли» класса 500 см3 — исключительно пестрый состав мотоциклов!
Значительные трудности при подборе мотоциклов испытала команда ФРГ. Промышленность ФРГ не выпускает мотоциклов, пригодных для участия в шестидневных соревнованиях. Предоставить мотоциклы для этой команды предложила ведущая австрийская фирма КТМ. При этом условие представителя ФРГ было твердым: либо этими мотоциклами обеспечивается вся команда, либо ни одной машины не будет приобретено. В конце концов соглашение было найдено, были приобретены два мотоцикла КТМ 125; КТМ 250 и КТМ 500 — по одному; два мотоцикла КТМ класса свыше 500 см3 с четырехтактным двигателем. Но когда чемпион Европы Гау с мотоцикла «Ямаха» не смог перейти на КТМ, ему пришлось принять участие в команде, боровшейся за «Серебряный кубок».
Англичане со вниманием отнеслись к участникам, боровшимся за высший трофей. Они выбрали следующие мотоциклы: КТМ 125, «Кавасаки 250», «Хонда 250», два мотоцикла КТМ 500 и «Ямаха» класса свыше 500 см3.
После двух сенсационных побед команды США в «Кубке наций» и «Мотокроссе наций», лучшим в которых был Моран, показавший отличные результаты на финальном этапе по длинной ровной дороге в Марианской низменности, престиж американской команды вырос и в шестидневных соревнованиях. Выбор мотоциклов американцами был следующим: «Хускварна 125», по два мотоцикла «Хускварна 250» и «Хускварна 500», «Хонда» в классе свыше 500 см3 с четырехтактным двигателем.
Непредвиденным было всегда поведение команды Швеции, выступавшей на пяти мотоциклах «Хускварна»: по одному классов 125 и 250 см3, два класса 500 см3, по одному класса свыше 500 см3 с четырехтактным двигателем и «Ямаха 250». С другой стороны, шведы побеждали только в 1923 г., да и то в домашних условиях.
Спокойствие и закрытая лазейка
В Уэлсе готовились провести Международные шестидневные соревнования уже в восьмой раз, семь раз их центром был центр Лландриндод-Уэлс, на этот раз центром стал Билт-Уэльс — центр торговли овцами и крупным рогатым скотом. Здесь господствовало абсолютное спокойствие и ничто не предвещало предстоящих бурных спортивных событий.
Большинство служб размещались в близко расположенном Лландриндод-Уэлсе, но в окрестностях Билт-Уэлса до сих пор спокойно паслись стада овец.
Технический осмотр мотоциклов прошел, в общем, гладко. Однако гонщикам, гостям и журналистам организаторами соревнований не было уделено никакого внимания. Точнее, они не могли этого сделать, так как организация в целом была несколько необычной. Медицинское обслуживание осуществлял один врач с вертолетом.
Руководители команд и опытные гонщики имели четкое представление об условиях и о погоде, в которых будут проходить соревнования. Трасса проходила в основном по близко расположенным друг к другу земельным участкам, и вплоть до первого дня соревнований проезды оставались закрытыми.
Председатель международной судейской коллегии А. Ябловски из ПНР в воскресенье после обеда объявил 360 участникам об открытии соревнований. И тут же начало моросить!
Первый день. Только три гонщика не имели опозданий. Всю ночь лил дождь, к утру он прекратился, чтобы возобновиться после обеда. Счет штрафных очков начал Шалбер из национальной команды ФРГ, не выполнивший стартовых испытаний. Но эти штрафные очки впоследствии имели очень малое значение по сравнению с результатами, полученными при испытаниях на ускорение и в заключительной кроссовой гонке.
На заболоченной трассе, усложненной к тому же суетой организаторов, гонщики использовали время В и шли с большим опозданием, счет штрафных очков достигал огромной величины. Вовремя (но с использованием допустимого времени) прибыли только три гонщика: Й. Зауэр на мотоцикле «Хонда 125» из команды ФРГ, боровшейся за «Серебряный кубок», П. Гринберг на мотоцикле «Ямаха 250» из национальной команды Швеции и А. Циффка на мотоцикле МЦ 500 из команды ГДР, боровшейся за «Серебряный кубок».
На длительном заседании судейской коллегии, которое началось в 22 ч 30 мин и закончилось под утро, были подтверждены все штрафные очки и потери времени каждого гонщика, а также подведены итоги первого дня соревнований.
В борьбе за «Мировой трофей» впереди шла команда ГДР, получившая 1229 штрафных очков. Следующими были команды Швеции (1316), Италии (2173), Франции (2427), Чехословакии (2942), ФРГ (3077).
Борьбу за «Серебряный кубок» возглавила команда ФРГ (340), второй шла команда ГДР (856), затем — Италии (1842) и ЧССР (1916).
Таким образом, команды получили достаточно большое количество штрафных очков. Однако ни один из гонщиков, за исключением Пошика, выступавшего на «Яве» с двигателем «Ротакс», не принес своей команде сразу более 1000 штрафных очков. Это произошло из-за того, что Пошик остановился с пустым топливным баком и опоздал на целых 34 мин.
В первый день соревнований сошли с маршрута 59 гонщиков.
Второй день. Вышла из строя коробка передач мотоцикла МЦ; неудачи команды Италии.
Даже менее напряженное время С не могло облегчить трудностей на маршруте, проложенном по заболоченным торфяникам. Мотоциклы проваливались в грязь до самого бака, и без толкания и помощи зрителей мотоциклы остались бы здесь навсегда. Следует отметить, что английские болельщики и необычно многочисленные туристы из Швеции оказывали помощь всем без различия национальности гонщикам. Наиболее трудно достался этот день гонщикам на тяжелых мотоциклах с четырехтактным двигателем, шедшим за основной группой гонщиков по сильно разбитой и заболоченной трассе.
Трудности были и у фаворитов. Шуберт из национальной команды ГДР включил пятую передачу, но переключиться обратно уже не удалось, вследствие чего ему пришлось сойти с дистанции. У Маринони из национальной команды Италии двигатель мотоцикла «Кагива» постепенно все более терял мощность, гонщик как мог тянул свой мотоцикл, пока не превысил допустимый предел времени.
Удивительно хорошо шла команда Швеции, заслуженно захватив лидерство. Гонщики ЧССР уступили им первые места в борьбе за оба приза. В борьбе за «Мировой трофей» шведская команда получила 1330 штрафных очков; следующими шли команды ФРГ (3727), ЧССР (3791) и США (4603). Борьбу за «Серебряный кубок» возглавляла после второго дня соревнований команда ФРГ (953 очка), далее шли команды ГДР (1188), ЧССР (2315), Швеции (2811).
Третий день. Вышла из борьбы команда США. Во время С после обеда солнце улучшило настроение гонщиков, к некоторым пунктам контроля времени они приезжали даже с запасом в 20 мин. Организаторы соревнований решили еще более разнообразить условия борьбы и несколько раз отводили трассу снова на болотистые участки.
После обеда опять пошел дождь, так что участники тех соревнований надолго запомнили «мыльный склон», который им пришлось преодолевать. По чрезвычайно скользкой поверхности дороги гонщики вынуждены были толкать свои мотоциклы, многократно падая вместе с машинами.
Даже в более легкий день соревнований «усталые» мотоциклы требовали ухода. После того, как сошел с дистанции Лойак, национальная команда США потеряла надежду на победу. Затем поломка коробки передач на мотоцикле МЦ 250 подвела команду ГДР, боровшуюся за «Серебряный кубок».
В результате третьего дня соревнований за «Мировой трофей» впереди шла команда Швеции, получившая 1604 штрафных очка. Следующими были команды ЧССР (4523), Франции (4702) и ФРГ (5479). В борьбе за «Серебряный кубок» лидировала команда ФРГ (2257), затем шли команды ЧССР (3014), Швеции (3199) и Великобритании (4112).
Четвертый день. Черный день для команды ФРГ. В четверг наконец перестало моросить, но слабое солнце не могло высушить размокшие торфяные болота, по которым организаторы соревнований провели маршрут. О наиболее сложном участке, который преодолевался во второй половине дня, капитан национальной команды ЧССР С. Злох сказал: «Мотоциклы вязли в глубокой трясине буквально по бак. При попытках выбраться наверх все вязли еще больше. Время между тем неуклонно шло. Этот участок пути никогда не забуду».
Наконец произошло следующее. Сопровождающий команды ФРГ нашел объезд и в полной уверенности, что этот участок из-за использования посторонней помощи будет аннулирован, направил по объезду пять своих гонщиков.
Заседание судейской коллегии было бурным. Пропущенные участки, которые прошли все остальные гонщики, были безоговорочно исключены. Посторонняя помощь при выталкивании мотоциклов из трясины была расценена как облегчение маршрута. Руководитель команды ФРГ опротестовал это решение, потребовал повторного старта исключенных гонщиков вплоть до опроса свидетелей на следующем заседании судейской коллегии. Однако поражение своей команды он лишь отодвинул на один день.
Подобным же образом бескомпромиссно судейская коллегия поступила, рассматривая случаи отсутствия маркировки мотоциклов. Семь гонщиков было снято с соревнований за неразрешенное использование посторонней помощи.
После исключения Вицела и Шалбера, а также Бринкманна, Тойхерта и Гау из команды ФРГ, боровшейся за «Серебряный кубок», в обоих видах соревнований на второе место вышла команда ЧССР.
Результаты четвертого дня: места в борьбе за «Мировой трофей» распределились в следующем порядке — Швеция (2546), ЧССР (8244), Франция (10291), ПНР (12 736); за «Серебряный кубок» — Швеция (3959), ЧССР (5134), Финляндия (6735), Великобритания (20283).
Пятый день. Команда ЧССР, боровшаяся за «Серебряный кубок», отброшена назад из-за Квеха; 306-километровый этап предыдущего дня гонщики теперь преодолевали в обратном направлении. Из-за улучшения погоды было назначено время В, но усталость сыграла свою роль. Поломки не обошли стороной и мотоциклы команды ЧССР. Квеху на «Яве 125» пришлось преждевременно закончить соревнования, И. Цисарж потерял время на замену цилиндра и поршня в двигателе.
С очень хорошими результатами в обоих видах соревнований продолжали лидировать шведы, далеко оставив позади своих преследователей. Достойны удивления и поляки, которые боролись за «Мировой трофей», выступая на трех мотоциклах «Ява» и двух «Симсон» и не имея значительных потерь.
Результаты пятого дня соревнований: «Мировой трофей» — впереди команда Швеции (4281), далее ЧССР (12 547), Франции (15 243), ПНР (32 039); «Серебряный кубок» — команда Швеции (5497), Канады (41445), в которой остались четыре гонщика, ЧССР (21 270) с тремя гонщиками.
Шестой день. Команда Швеции продолжает лидировать. Ее тактика, как и у большинства других команд, на последних 102 км шестого этапа и завершающей гонке по пересеченной местности преследовала одну цель — доехать.
Организаторы и на этот раз подготовили еще один повод для волнения. Трасса кроссовых испытаний в одном месте была ограничена колючей проволокой. После вечернего собрания гонщики решили не выходить на старт до тех пор, пока эта проволока не будет убрана. Инициатором протеста был Штрёссенройтер, так как команда ФРГ еще не оправилась после уменьшения ее численности, и он не хотел облегчения условий для соперников.
«Мировой трофей» 58-х Международных шестидневных соревнований с 4876,96 штрафными очками завоевала команда Швеции в составе П. Ханссона (на мотоцикле «Хускварна 125», 1146,12 очков), Т. Янссона («Хускварна 250», 1973,43), П. Гронберга («Ямаха 250», 442,08), С.-Э. Йонссона («Хускварна 500», 175,48), Б. Линдбома («Хускварна 500», 893,33), Т. Густавссона («Хускварна» свыше 500 см3, 246,52). Второй была команда ЧССР (13 402,93 очка), далее шли Франция (15 830,60), ПНР (18 391,92), Великобритания (59 573,22), США (76037,57).
«Серебряный кубок» завоевала команда Швеции с 5951,19 очками в составе: М. Якобссона («Хускварна 250»), К. Карлссона («Хускварна 250»), Б. Андерссона («Хускварна 500»), Н.-Э. Целла («Ямаха» свыше 500 см3). Следующими были команды Канады (43220,11 очков, четыре гонщика), ЧССР (36946,38, три гонщика), Финляндии (38899,12), Великобритании (54 788,03), Нидерландов (59 701,54).
Среди клубных команд первой была АДАК 4 из ФРГ с 12 116,97 очками; команда «Дукла Прага» с 53 122,66 очками заняла десятое место.
Среди заводских команд впереди «Симсон 1» (ГДР) с 1677,72 очками, на пятом месте «Ява 1» (ЧССР) с 4952,50 очками.