Длинная история двигателей с реверсным расположением цилиндра

Возможно вы об этом не догадываетесь, но даже в Мотокроссе, все, что можно было выдумать уже придумано и как говорится - все новое, это хорошо забытое старое.

Мотоцикл Yamaha YZ450F 2010 года выпуска
Мотоцикл Yamaha YZ450F 2010 года выпуска.

 

Развернутые на 180 градус цилиндры мотоциклов Yamaha YZ450F 2010-2011 годов могут выглядеть очень оригинально, но это не ново, так как это очень старая идея. Сотрудники журнала "Motocross Action" покопались в истории и нашли достаточное количество примеров такого расположения цилиндров. В целом было произведено достаточно много мотоциклов с реверсным расположением цилиндра, ниже представлены наиболее интересные из них.

Opel 204cc 1922 года выпуска
Opel 204cc 1922 года выпуска.

 

Первый пример, который был найден - это мотоцикл Opel Motoclub с рабочим объемом 204cc. На нем стоял четырехтактный двигатель с водяным охлаждением и развернутым на 180 градусов цилиндром. Он выпускался с 1922 по 1925 года. Далее компания сосредоточилась на автомобилях.

Orionette TS 246 1925 года выпуска
Orionette TS 246 1925 года выпуска.

 

Три года спустя в 1925 году, немецкий производитель "Orionette" сделал модель TS с рабочим объемом 246cc. Orionette был уникальной комбинацией двух и четырехтактного двигателя с развернутым цилиндром. Двигатель был изобретен знаменитым пионером в вертолетостроении, Энгелбертом Зашкой (Engelbert Zaschka).

ДКВ SS250 1939 года выпуска
ДКВ SS250 1939 года выпуска.
ДКВ URe250 1934 года выпуска
ДКВ URe250 1934 года выпуска.

 

Один из самых известных мотоциклов с развернутым на 180 градусов цилиндром является мотоцикл ДКВ SS250 1939 года. У ДКВ богатая история производства моделей с реверсными цилиндрами начиная с модели URe 250 1934 года и продолжая на моделях класса 500cc.

Honda 98cc Dream D 1949 года выпуска
Honda 98cc Dream D 1949 года выпуска.

 

Первым серийным мотоциклом фирмы "Honda" была модель Dream D 1949 г.в. Двухтактный двигатель с рабочим объемом 98cc имел развернутый назад цилиндр, двухскоростную коробку передач и установлен он был в штампованную стальную раму. Двигатель у которого и ход и диаметр были по 50mm выдавал три лошадиные силы на 5000 об/мин. В 1951 году Honda заменил двухтактный двигатель на четырехтактный с с рабочим объемом 146cc.

Orionette TS 246 1925 года выпуска
Orionette TS 246 1925 года выпуска.

 

Большое значение в истории реверсных цилиндров имел также мотоцикл МЦ RE125 1960 г.в. Этот восточно-германский спортивный мотоцикл быр спроектирован Вальтером Кааденом (Walter Kaaden), отцом расширительного бачка системы охлаждения. Реверсный цилиндр с водяным охлаждением Каадена был скопирован японцами, когда гонщик команды МЦ на Гран При, Эрнст Дегнер (Ernst Degner), эмигрировал из восточной Германии с большим багажом секретов Каадена.

Suzuki 1965 года
Suzuki 1965 года - клон мотоцикла МЦ.

 

Дегнер, который неожиданно эмигрировал из Восточной Германии, когда лидировал в классе 125сс Чемпионата Мира по шоссейно-кольцевым гонкам в 1961 году за один этап до конца. Дегнер покинул восточную Германию вместе с женой и детьми, и сразу же подписал контракт с фирмой Suzuki. Дегнер прибыл на завод Suzuki в Хамаматсу (Hamamatsu), Япония, под псевдонимом "Евген Мюллер"(Eugene Muller) прихватив с собой некоторые запчасти мотоцикла МЦ (цилиндр, поршень, коленчатый вал и поворотный золотник) плюс к этому несколько копий чертежей. Дегнер раскрыл все основные секреты Каадена компании "Suzuki". Это во многом помогло японцам захватить инициативу в гонках на малообъемных мотоциклах в последующие десятилетия. Наиболее заметный клон Каадена был мотоцикл Suzuki RT63 1963 года.

Эрнст Дегнер (Ernst Degner) (2) на мотоцикле Suzuki RT63
Эрнст Дегнер (Ernst Degner) (№2) на мотоцикле Suzuki RT63.
Мотоцикл Guazzoni Sportiva 1960 года с золотниковым клапаном
Мотоцикл Guazzoni Sportiva 1960 года с золотниковым клапаном.
Спортивный мотоцикл Guazzoni Cadet 50cc 1960 года
Спортивный мотоцикл Guazzoni Cadet 50cc 1960 года.

 

Итальянский бренд Гуаззони (Guazzoni) начал производить мотоцикл в 1935 году, но получил известность в 1960 своим модельным рядом мотоциклов класса 50cc, 100cc и 125cc с двухтактными двигателями с золотниковыми клапанами, которые хорошо продавались в Италии. Мало кто помнит кроссовый мотоцикл Guazzoni 125cc 1971 г.в., но это был один из самых легких мотоциклов для Мотокросса в истории. Компания "Guazzoni" закрылась в 1976 году, а основатель Альдо Гуаззони (Aldo Guazzoni) умер в 1978.

Спортивный мотоцикл Чезет 50cc 1965 года с рамой аля банан
Спортивный мотоцикл "Чезет" 50cc 1965 года с рамой аля "банан".
Спортивный мотоцикл Ява (Jawa) 1971 года с золотниковым клапаном
Спортивный мотоцикл Ява (Jawa) 1971 года с золотниковым клапаном.
Спортивный мотоцикл Татран (Tatran) 1968 года
Спортивный мотоцикл Татран (Tatran) 1968 года, с водяным охлаждением, сухим сцеплением, золотниковым клапаном и развернутым на 180 градусов цилиндром.

 

Чезет, Ява и Татран - спортивные мотоциклы с реверсными цилиндрами похожи между собой, в целом отличались только раскраской.

Двух цилиндровый двигатель Yamaha TZ250 с карбюраторами внизу
Двух цилиндровый двигатель Yamaha TZ250 с карбюраторами внизу.

 

Для самой компании "Yamaha" разворачивать цилиндры не в новинку. Двух цилиндровый спортивный мотоцикл TZ250U 1988 года имел выхлопную систему сзади, а карбюраторы спереди. Цилиндры были настолько опущены вниз, что карбюраторы были в миллиметрах от земли и от переднего колеса.

Мотоцикл Cannondale MX400
Мотоцикл Cannondale MX400.

 

Самым неудачным мотоциклом с реверсным расположением цилиндра был трудноуправляемый и тяжелый мотоцикл Cannondale MX400 2001 г.в. После крайне неудачных инвестиций в размере около 80 миллионов долларов в моторные виды спорта, велосипедная компания "Cannondale" обанкротилась в январе 2003 года. Фирма "ATK" купила права на двигатель и продолжила производство мотоциклов с реверсным расположением цилиндра.

Мотоцикл Synergy Q450
Мотоцикл Synergy Q450.
Двигатель Q450
Двигатель Q450.

 

В 2004 году компания "Synergy Motorsports" продемонстрировала двигатель с реверсным цилиндром объемом 445cc, с топливным инжектором и электростартером, который был установлен в карбоновую раму, на выставке "Indianapolis Interbike" и "Cologne Intermot". Мотоцикл никогда не производился серийно и таинственно был украден с выставки в Европе.

Мотоцикл Осса (Ossa) 2010 года
Мотоцикл Осса (Ossa) 2010 года.

 

И наконец, в 2010 году компания "Ossa" представила прототип двухтактного двигателя с рабочим объемом 272cc и реверсным цилиндром. Он будет использоваться на мотоциклах для триала TR 280i. Тот факт, что на мотоцикле Ossa TR 280i установлена электронная система впрыска, позволил инженерам компании "Ossa" разместить элемента мотоцикла не зацикливаясь на традиционном размещении карбюратора.